Chaga (chaga) wrote in samara_ru,
Chaga
chaga
samara_ru

Category:

Ни шашечек, ни ехать

Когда недавно запиливал в коммуну пост о том, как умирает редкая неотложка на базе давно закрытого проекта ВАЗ-2120, было понятно, что надо написать и про не менее любопытное таксо в кузове "Надежды". Вещание предполагалось коротким: судьба, мол, постигла та же, гниёт там же. А затем покопал доступные источники, порылся в собственном фотоархиве, да случайно пообщался с одним человеком - ветераном опытно-промышленного производства Волжского автозавода, который уже лет эдак десять сидит на пенсии. Так-то знаем мы этих "героев труда", которые для подогрева ЧСВ могут помимо интересных и малоизвестных фактов дополнительно накинуть к рассказу тонну небылиц. Но вот именно благодаря опыту общения с такими дяденьками и стало ясно, что в данном случае человек вполне вменяем и к крупицам истории отечественного автопрома относится с должным уважением.


Источник: autowp.ru.

Историей ВАЗа никогда не увлекался - так, где-то чего-то услышал или мимиходом прочитал. Поэтому думал, что "Надежд" в костюме таксо было выпущено два экземпляра: со старой "мордой" (до 2002 и круглые фары головного света) и с рестайлинговой облицовкой (с 2002 и прямоугольные фары). И не угадал. Оказывается, ОПП выпустило в разные годы четыре (а вернее - три с половиной) таксомотора ВАЗ-2120. Самое удивительное - это были четыре отдельных попытки явить миру заводской минивэн для службы в таксо. Мало за что хочется отдать тольяттинскому автогиганту должное, но вот за это - я б отдал.

Первый автомобиль даже не стали красить в традиционный желтый насыщенный "пассажирский" цвет. Просто взяли серийный кузов, окрашенный в относительно подходящий колер. "Относительно подходящим" в заводской цветовой линейке того периода назначили золотистый (хз, как он правильно называется). Вот этот опытный аппарат:


Источник: autowp.ru.

К чести ОПП дело не ограничилось наклейкой шашечек вдоль борта. Салон тоже переделали:


Источник: autowp.ru.

Третью машину собрали уже в рестайлинговом (с прямоугольными фарами), но тоже вполне себе серийном кузове. Салон переоборудовали глубже: выпилили второй ряд сидений, прикрутив вместо него откидные креслица, и вставили за спину водителя прозрачную перегородку из антивандального стекла. От предыдущей версии сохранили небольшое багажное пространство, выделенное вместо переднего пассажирского сиденья (как на фото выше). Так сей автомобиль выглядел снаружи:


Источник: autowp.ru.

На фоне предшественников четвертая и последняя попытка сделать таксо выделялась еще сильнее (она же на заглавном фото). Со всё той же рестайлинговой облицовкой это был только что освоенный кузов с приподнятой крышей и увеличенным задним свесом. Пассажирский салон, как я понял, дорабатывать не стали, сохранив вариант № 3.


Источник: art-on.ru.

Говорят, первая версия минивэна-таксо со старой "мордой" не участвовала ни в иногородних выставках, ни в международных, ни даже в местных презентациях. Живьем машину видели только работники опытно-промышленного производства и руководство автозавода. А вот таксомоторы №№ 3 и 4 все же успели помозолить глаза широкой публике, вдоволь (хотя, понятно, что безуспешно) покатавшись по многочисленным публичным манежам.

Именно последняя, четвертая машина с высокой крышей, устарев в какой-то момент и морально, и физически, досталась бывшему Техническому музею ВАЗа имени Сахарова. Она, как и медицинская "Надежда", заняла почетное место в экспозиции редких и в большинстве своем несерийных моделей, выпущенных Волжским автозаводом. По состоянию на 2009 год стояла рядом с неотложным ВАЗ-2120 в специальном ангаре на территории музея - доступная посетителям и защищенная от воздействия окружающей среды. Впрочем, отопления там не было и нет, зато сухо и спокойно.

Ну а дальше всё то же, что и со скорой помощью. В апреле отправился по работе в пожарную часть, расположенную на задворках музея, с непарадной его стороны, и наткнулся на оба минивэна. Гниют себе потихоньку в углу запасника, выгнанные из ангара, недоступные посетителям и обставленные прочим автоисторическим хламом (нужно иметь немаленькие розовые очки, чтобы назвать это экспонатами).



Таксо сохранилось лучше, чем минивэн с красным крестом на борту:



Чем таким уникальным и важным заменили спецмашины ВАЗ-2120 можно глянуть в том же посте про неотложку.

Через экземпляр такси "Надежда" под № 2 перешагнул не случайно. Получается так: он как бы был, но его как бы и не было. Обкатав первый опытный образец, в ОПП ВАЗа начали мастерить вторую аналогичную машину, но уже с доработками по результатам обкатки. Неизвестно, насколько глубоко зашел процесс (судя по всему - не очень глубоко), но в какой-то момент работы остановились. Смысла доделывать машину не было: где-то в это время появился новый рестайлинговый кузов (с прямоугольными фарами) и большие начальники решили примерять таксомоторный костюм к свежей кузовной линейке, а не к устаревшей. После чего и появился таксомобиль № 3.

Незаконченный же образец в итоге достался дочернему предприятию ВАЗа, которое занималось всяческим зеленхозом, в качестве служебно-разъездного транспорта. Приложу и фоточку, чего уж:



Как итог - ни шашечек, ни ехать. И даже для истории отечественного автопрома ничего, похоже, не сохранится, а тупо сгниет под музейным забором.

P. S. Более-менее благополучно сложилась судьба пожарной "Надежды". Соберусь с силами - запилю и про нее пару абзацев.
Tags: авто-мото, история, музей
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments