Проектная мастерская "Татлин" (en_abled) wrote in samara_ru,
Проектная мастерская "Татлин"
en_abled
samara_ru

"Холидей Инн" в Самаре: в качественно спроектированных новых зданиях тоже нет доступной среды

Существует довольно странный стереотип: если здание спроектировано и построено качественно, то и с безбарьерной средой всё хорошо. Ещё почему-то считается, что в новых объектах, прошедших экспертизу, всё должно быть тип-топ. на самом деле, конечно, всё не так.

"Холидей Инн" - очень интересное и качественное здание, несмотря на кажущуюся простоту. Достаточно сказать, что оно вошло в список "100 архитектурных шедевров современной самарской архитектуры" (или как там точно называется книга Стадникова и Фёдорова?)

А вот с доступностью тут полный швах.

Всё здание мне осмотреть не удалось, однако увиденного уже вполне достаточно, чтобы сделать неутешительные выводы. Попробую всё аргументирвовано, но кратко изложить. Полагаю, вполне имею право на экспертную оценку - в конце концов, занимаюсь проектированием доступной среды (или универсальным дизайном - так это называется правильно) уже много лет, делал проекты для очень больших и серьёзных объектов (по масштабу не уступающих этой гостинице).

На входе сделана попытка адаптации для колясочников. Сооружён пандус. Без поручней, что совершенно недопустимо. Пользоваться таким пандусом опасно. Поверхность можно было бы улучшить, положив металлическую решётку или просечно-вытяжной лист. Тут нарушения нет, но лучше подходить к делу серьёзно, а не просто формально.



Стойки - как административные, так и барные, не имеют пониженных участков для колясочников, с местом под столешницей для ног.

Пути движения не оборудованы в достаточной мере - не хватает мест отдыха (сидений с нормативными параметрами, со спинками и подлокотниками), вдольпутей движения отсутствуют настенные поручни.

Туалетная кабинка универсальной доступности расположена на 2 этаже.



Выбрана планировка - кабинка универсальной доступности с двусторонним боковым доступом к унитазу. Так она обозначена в ISO. В наших нормативах она тоже есть. Однако реализовано всё было очень плохо, без малейшего понимания, что и для чего делается.

Необходимые минимальные размеры для этой конфигурации оборудования - 2200*2250 мм. Рулетки у меня с собой не было, однако даже так было ясно, что в глубину помещение сильно не дотягивает даже до 2х метров. Унитаз расположен слишком низко (явно ниже положенных 450 мм, с коляски пересаживаться будет сложно). Поручень справа - слишком высоко (обычно его располагают выше верхней кромки сиденья на 220-250 мм, не более). Места справа для коляски недостаточно. Поручень слева совсем далеко от унитаза, к тому же, он не откидной.



Около раковины он совсем ни к чему.

Унитаз без пониженного профиля и гигиенического душа.

Дверь открывается внутрь, что неправильно. Вход в помещение - из коридора шириной не более 1500 мм. Развернуться колясочник там сумеет, а вот разъехаться с товарищем - уже никак.



В общем, воспользоваться таким туалетом инвалиду будет крайне и крайне затруднительно.

С навигацией по зданию (или информационному сопровождению) - полная труба. Впрочем, пренебрежение к этой важнейшей проблеме выказывают многие вполне серьёзные организацмии (по правде сказать, в Самаре я ни в одном здании нормальной навигации вообще не встречал). А ведь это очень важная штука не только для инвалидов, но и вообще для всех посетителей (правда, для инвалидов её отсутствие совсем критично).

Как и в других зданиях, вместо навигации в "ХИ" - отдельные некачественно выполненные элементы, расположенные без всякой системы и потому совершенно не работающие.

Вот так выглядят эти отдельные элементы.

Указатель:



Инфостенд на первом этаже:



Как мы видим, отсутствует очень важная штука - пиктограммы.

Отдельные элементы навигации, как уже было сказано, расположены без всякой системы. Совершенно не продумано, как они будут видны из разных важнейших видовых точек на путях движения, не просчитана контрастность и размер шрифтов в соответствие с расстоянием. с которого они должны восприниматься.

Вот указатель в туалет, например:



В интерьере он совершенно теряет ся. Найти можно только с лупой, заглянув с удачного ракурса. А здесь, так вообще надо искать его в закутке:



Естественно, разговора нет о том, чтобы такая навигация могла вывести посетителя из любой точки в здании в любую другую. А ведь это, на самом деле, норма.

Навигация совершенно отсутствует в самых нужных местах. В вестибюлях:





Возле лифтов:



Для слабовидящих и слепых не предусмотрено совсем ничего. А ведь все эти вещи можно сделать аккуратно, не только во вред интерьеру, но даже во благо. Совсем не обязательно использовать тактильную плитку вырвиглазно-жёлтого цвета, уложенную квадратно-гнездовым способом. Есть куда более изящные, но при этом вполне функциональные решения. Я уж не говорю про навигацию для зрячих (в том числе для инвалидов с ПОДА). При грамотном подходе, кропотливой работе с графикой и её локализацией в интерьере всё может стать только интересней и разнообразней. Главное, чтобы работать не только с функциональностью, но и графдизайном.

В завершение скажу, что номера для инвалидов и лифты в гостинице мне посмотреть не удалось, но, даже если они выполнены лучше, чем всё остальное, общей картины это не исправит.

Теперь, вкратце о том, почему так происходит: замечательно спроектированное здание, и такой провал с очень важной темой - доступностью. Собственно, есть несколько вариантов:

1) Меры по обеспечению доступа были спроектированы, но в самом общем виде, в проектной документации, а рабочая документация не выполнялась;

2) Изначально здание не было приспособлено, администрация пригласила строителей, которые всё сделали без всякого проекта;

3) Всё было спроектировано детально и правильно. но подрядчики исказили проектный замысел и всё сделали по-своему (так тоже очень часто бывает).

Наиболее вероятным мне кажется вторая позиция. Доступная среда обычно кажется чем-то простым, неким набором стандартных элементов, не требующих детальной разработки. Все согласования и комиссии проходят на ура при любом качестве работы и комплектности документации - если речь идёт о приспособлении уже существующего объекта.

Я не считаю, конечно же, собственников и руководство гостиницы виновными в сложившейся ситуации. Наоборот, вижу, что люди, занимавшиеся проблемой организации доступности здания, вполне могли всё попытаться сделать добросовестно. Другое дело, что нужного инструментария в их руках не оказалось.

Лучшее, что можно делать для решения вопроса - вынести его в публичную плоскость. Что я и пытаюсь делать.
Надеюсь, администрация "Холидей Инн" прочитает этот текст и ещё раз вернётся к проблеме обеспечения доступа в здания, на этот раз - более основательно. Всё вполне можно исправить и даже сделать образцово-показательно качественно.

Как будет время - обязательно расскажу, как обстоят дела с безбарьеркой в самарских ТЦ и госучреждениях (например, можно поговорить о железнодорожном вокзале и аэропорте Курумоч).
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments