v5v (v5v) wrote in samara_ru,
v5v
v5v
samara_ru

Category:

Песня об Ил-2...

Песня посвящена 1 гв.шад (226 шад). Попытался найти сведения - получала ли самолеты в Куйбышеве.
Да, 505 шап, который вошел в состав дивизии с 18 июня 1942 года, воевал на самолетах сделанных в Куйбышеве.



Начало пути

В конце мая 1942 года полковник Горлаченко М.И. получил приказание срочно прибыть в Москву в штаб ВВС Красной Армии.
После недолгой беседы в управлении кадров он был назначен на должность командира 226-й штурмовой авиационной дивизии, сформированной несколько дней назад, 18 мая{1}.
В полках и эскадрильях служило немало бойцов и командиров, которые знали этого стройного, подтянутого полковника еще до войны. Одним, например, было известно, что в 1937 году Горлаченко добровольцем отправился в Испанию и там в составе интернациональных бригад мужественно дрался с фашистскими мятежниками. Другие знали, что зимой 1939\40 г. он во главе бомбардировочного полка активно участвовал в боях с белофиннами. Несмотря на сильные морозы, магнитные бури, туманы и снегопады, неоднократно водил большие группы самолетов на бомбардировку мощных укреплений линии Маннергейма и других важных военных объектов.
Ко времени назначения командиром дивизии Горлаченко имел богатый боевой опыт. С первых дней Великой Отечественной войны командовал штурмовым авиационным полком, который хорошо проявил себя в борьбе с гитлеровскими оккупантами.
— Мы даем в ваше распоряжение самолет У-2. Вот на нем и добирайтесь до своей дивизии, — сказали Горлаченко вместе с добрым напутствием в штабе ВВС.
И он полетел. Самолет взял курс на Елец. Горлаченко казалось, что очень медленно приближался он к месту назначения. Действительно, полет длился больше десяти [4] часов. Полковника легко можно было понять: ему хотелось быстрее оказаться в кругу тех, с кем предстояло выдержать еще один серьезнейший экзамен на политическую и боевую зрелость. Не терпелось войти в курс дела, основательно познакомиться с людьми, поступившими под его командование.
На аэродроме комдива встретили начальник штаба дивизии подполковник П.Г. Питерских, а также старшие батальонные комиссары — военком дивизии С.А. Васин и начальник политотдела М.И. Тарасенко.
— Дивизия, — доложил подполковник Питерских, — входит в состав 2-й воздушной армии Брянского фронта. Воздушная армия пока в стадии формирования. Ее штаб и командующий Степан Акимович Красовский находятся тут же, в Ельце. На вооружении двух наших полков имеется тридцать исправных и восемь поврежденных в боях самолетов-штурмовиков "Ил-два".
Горлаченко, не мешкая, направился в штаб воздушной армии. Представился командарму, детально ознакомился с обстановкой. В тот же день распорядился собрать руководящий состав дивизии и полков. В простой, доходчивой форме, ничего не приукрашивая и не приувеличивая, комдив ввел подчиненных в курс боевой обстановки, подчеркнул, что она требует приложения максимальных усилий каждого.
Подобные же совещания, вернее, задушевные беседы комдива с летчиками, инженерами, техниками и младшими авиационными специалистами состоялись и в полках.
Дивизия в тот период состояла из 504-го и 800-го штурмовых авиационных полков. Первый из них с 11 самолетами базировался на аэродроме Логиново, второй — в Касторное. На его вооружении было 19 штурмовиков Ил-2{2}.
Что представляли собой части дивизии? 504-й штурмовой авиаполк был сформирован в начале сентября 1941 года. Командиром полка с начала его существования и до декабря 1942 года был капитан Ф.З. Болдырихин, а военным комиссаром старший политрук Т.М. Левченко.
Каждый из них не был новичком в своем деле. Так, на счету Болдырихина было 14 боевых вылетов, [5] совершенных во время финляндско-советского конфликта, за что он был удостоен ордена Красного Знамени. Нравились людям пытливые глаза и добродушная улыбка комиссара Левченко, который также мастерски управлял штурмовиком и нередко водил на боевые задания группы "ильюшиных".
16 сентября 1941 года 504-й штурмовой авиаполк получил первые 20 самолетов Ил-2, а через десять дней перебазировался под Ленинград.
Свой первый боевой вылет полк совершил 4 октября 1941 года. Девятка "илов" нанесла успешный штурмовой удар по аэродрому противника Любань, в 100 километрах юго-восточнее Ленинграда. К цели штурмовики летели ниже сизых облаков, над холодными свинцовыми водами реки Волхов. Аэродром врага располагался на поле между лесом и рекой. В итоге налета штурмовики уничтожили 11 фашистских бомбардировщиков Ю-88.
Затем последовали штурмовки в районах Чудово, Тихвина, Грузино, Волхова, Мги, Луги...
Всего за время боев на подступах к Ленинграду летчики полка совершили 201 боевой вылет. Ударами с воздуха штурмовики уничтожили 13 самолетов, 18 танков и 197 автомашин противника, истребили 1620 гитлеровцев{3}.
С честью выдержав серьезный боевой экзамен, в феврале 1942 года полк отправился на доукомплектование. Оттуда в начале апреля перебазировался на Брянский фронт, где 18 мая вошел в состав 226-й шад.
На хорошем счету был и 800-й штурмовой авиаполк (командир подполковник П.М. Шишкин, военком капитан П.В. Поляков, начальник штаба майор Е.С. Иванов). Формирование этой части как 226-го скоростного ближнебомбардировочного полка в составе Киевского Особого военного округа было закончено 13 сентября 1940 года. С первого дня Великой Отечественной войны и до конца августа 1941 года полк, находясь в составе 36-й, а затем 62-й авиадивизий, действовал против немецко-фашистских войск, наступавших в направлении Дубно, Ровно, Житомир, Киев. За это время экипажи полка сделали 364 боевых вылетов, провели 34 воздушных боя, в которых сбили 7 самолетов противника. [6] 26 марта 1942 года полк был преобразован в 800-й штурмовой авиаполк. В состав 226-й штурмовой авиадивизии был включен с первого дня ее существования{4}.
Время, отведенное на сколачивание 226-й шад, было весьма ограниченным. Через несколько дней после подписания приказа об ее сформировании она получила боевую задачу. Сплочение личного состава частей и соединений в целом продолжалось уже в ходе боевых действий.
Вскоре 226-я штурмовая авиадивизия была переподчинена командующему ВВС Юго-Западного фронта, а с 24 июня 1942 года вошла в состав 8-й воздушной армии того же фронта. Армией командовал генерал-майор авиации Т.Т. Хрюкин.
Впервые самолеты 226-й штурмовой авиадивизии перелетели линию фронта 30 мая 1942 года. Ее боевой счет открыл 800-й шап.
Оперативная сводка дивизии за 30 мая гласит, что с 7 часов 15 мин до 7 ч 20 мин шестерка самолетов Ил-2 800-го штурмового авиаполка во взаимодействии с истребителями 31-го истребительный авиаполк нанесла удар по аэродрому Курск-западный. Штурмовка производилась с высоты бреющего полета, с взмыванием для атаки на высоту 50-70 метров. Зенитная артиллерия противника оказала сильное противодействие. В результате удара было уничтожено и выведено из строя до 15 вражеских самолетов разных типов — "Хейнкель-111", "Дорнье-217" и "Хеншель-126". Подавлен огонь батареи малокалиберной ЗА и двух зенитно-пулеметных точек. Своих потерь не было{5}.
Ведущим группы шел кавалер ордена Красного Знамени штурман полка капитан П.А. Русаков. Хотя все участники полета на таком типе самолета вылетали в бой впервые, они действовали энергично и сноровисто. Группа точно вышла на заданную цель — аэродром, где стояло около 40 самолетов противника.
Интересны детали этого удара. Встреча с десятью ЛаГГ-3, истребителями прикрытия от 31-го иап, осуществлялась над аэродромом базирования последних (Кшень). Заход на цель производился [7] с севера, вдоль стоянок вражеских самолетов. Атаковали одним заходом.
На другой день состоялся удар по аэродрому Курск-восточный, где находились до 50 самолетов противника. В налете участвовало восемь "ильюшиных-2" под прикрытием семи ЛаГГ-3 того же 31-го истребительного авиаполка. Полет проходил ранним утром. Из-за сильного огневого воздействия с земли и в воздухе сопровождающие истребители сначала потеряли из виду своих подопечных, и "ильюшины" пришли в район цели без прикрытия. Но потом "маленькие", как называли в радиопереговорах истребителей, прорвались к "ильюшиным" и сопровождали их до самой посадки на своем аэродроме.
После двух атак аэродрома над целью завязался воздушный бой с пятью "Ме-109". В итоге этого налета боевой счет 800-го штурмового авиаполка увеличился еще на десять уничтоженных и поврежденных самолетов противника{6}. Один Ме-109 был сожжен в воздухе. Противник сразу после второго налета "илов" перебазировался на аэродром, расположенный подальше от линии фронта.
В течение июня и июля 1942 года дивизия наносила штурмовые удары по противнику, наступавшему на харьковском направлении, откуда он вышел на правобережье Днепра. Вражеская авиация в этот период значительными группами (до 50 самолетов и более) подвергала бомбардировке советские войска на поле боя. Фашистские истребители занимались главным образом прикрытием районов сосредоточения своих войск и, устраивая засады в воздухе, препятствовала действиям наших штурмовиков.
Первая декада июня 1942 года запомнилась авиаторам соединения штурмовыми действиями по тактическим и оперативным резервам гитлеровцев в районе Моспаново, Волчий Яр, Михайловка, Граково. В последующем, продолжая базироваться на полевых площадках Уразовского аэроузла, экипажи частей 226-й штурмовой авиадивизии наносили удары по прорвавшимся танковым группам и подходившим резервам, а также по переправам на реках Северский Донец, Таволжанка и Старица. [8] 800-й штурмовой авиаполк в первой половине июня уничтожал технику и живую силу противника на подступах к Купянску. Затем, получив новую материальную часть, действовал в составе другой дивизии.
Активное участие в июньских боях принимал и 504-й штурмовой авиаполк. 5 июня 1942 года девятка "илюшиных" майора Ф.З. Болдырихина вылетела на штурмовку скопления мотомехвойск гитлеровцев. Маршрут полета пролегал вблизи аэродрома Граково, расположенного километрах в 60 от Харькова. Там базировалось около 50 вражеских самолетов.
По команде ведущего штурмовики перестроились для атаки в "пеленг" и обрушили огонь по самолетам на стоянках. Противник был захвачен врасплох, этот налет явился для него полной неожиданностью. В воздух смогли подняться лишь два Ме-109. Одного из них комэск Ф.В. Янченко тут же поджег в воздухе{7}.
После второго захода по аэродрому на стоянках запылало полтора десятка ярких костров. Это горели фашистские самолеты. Особенно успешно действовали комполка Ф.З. Болдырихин и старший лейтенант А.И. Бородин.
После удара по аэродрому группа авиаполка подвергла штурмовке первоначально заданную цель, уничтожив при этом четыре танка, пять автомашин и восемь повозок. Несмотря на сильный обстрел зенитной артиллерии и атаки вражеских истребителей, штурмовики потерь не имели{8}.
Позднее дивизия наносила и более чувствительные удары по врагу. Но первые штурмовки, особенно аэродромов противника, не могли не впечатлять своей внушительностью и эффективностью. Ведь они совершались в условиях преобладающего превосходства немецко-фашистских войск в воздухе и на земле, в момент становления соединения.
В дни июньских боев отличился старший лейтенант И.И. Пстыго (ныне маршал авиации). Ранним утром 14 июня звено самолетов, возглавляемое Пстыго, вылетело на штурмовку автоколонны и эшелонов противника на железнодорожной станции Приколотное. Несмотря на [9] дождь, плохую видимость и отчаянный огонь с земли, штурмовики с различных направлений дважды заходили на цель и подвергали ее тщательной обработке. Все окуталось густыми клубами дыма. Это горели три подожженные цистерны с горючим и около двух десятков автомашин. На свой аэродром звено возвратилось в полном составе.
С начала боевых действий на этом участке фронта дивизия произвела 260 боевых самолето-вылетов, в результате которых уничтожила и повредила несколько десятков самолетов противника на его аэродромах. Кроме того, три самолета были сбиты в воздушных боях. Противник лишился также большого количества танков и бронемашин, автомобилей, орудий полевой артиллерии. Огнем "ильюшиных" было уничтожено до 2450 гитлеровцев, разбита переправа через Северский Донец.
18 июня в состав 226-й штурмовой авиадивизии влился 505-й шап. Он был сформирован 16 сентября 1941 года. Командиром полка был майор Д.Н. Годин, военкомом до 16 ноября 1942 года капитан В.С. Гонта, начальником штаба майор В.Т. Макаров{9}.
Боевую деятельность полк начал 6 октября 1941 года, участвуя в обороне Москвы. Он совершил здесь 25 боевых вылетов, а затем убыл в Куйбышев за новой материальной частью.
25 января 1942 года вместо погибшего майора Д.Н. Година командиром полка назначается майор Л.К. Чумаченко, а комиссаром — старший политрук Н.П. Сидоров. Полк с 29 мая до включения его в состав 226-й штурмовой авиадивизии двумя эскадрильями уничтожал танки и мотопехоту противника, наступавшего на Валуйки, Купянск, Изюм.
Временное затишье в боевой страде командование дивизии и полков использовало для боевой учебы личного состава, обмена опытом, дальнейшего сколачивания экипажей. Так, 6 июля в масштабе соединения был проведен однодневный сбор летного состава, своего рода теоретическая конференция. Она посвящалась обмену боевым опытом. Командиры полков рассказали о том, какие задачи выполняли их части, сделали выводы из анализа прошедшей боевой работы, вносили деловые предложения. [10]
Затем по этим же вопросам слово было предоставлено летчикам. Начальник штаба дивизии подполковник П.Г. Питерских напомнил о правилах организации управления группами в воздухе и оформления боевой документации. Старший батальонный комиссар С.А. Васин проанализировал состояние партийно-политической работы.
12 июля 1942 года Ставка ВГК, учитывая определенную самостоятельность сталинградского направления и значительные силы, сосредоточенные здесь, решила на базе управления Юго-Западного фронта создать Сталинградский фронт. В него вошли все соединения и части 8-й воздушной армии{10}, в том числе и 226-я штурмовая авиадивизия.
После пополнения самолетами дивизия передислоцировалась ближе к Сталинграду. С 21 июля 1942 года она базировалась на аэродромы в 50-60 километрах западнее города. Отсюда и началась ее боевая работа на сталинградском направлении.
</div>
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments