Наталья Козловская (radomirkka) wrote in samara_ru,
radomirkka
samara_ru

Тольятти-Тереньга-Сенгилей-Подвалье

Майские выходные мы провели в велопоходе по новому маршруту Тольятти-Тереньга-Сенгилей-Подвалье.

Заброска омиком от речвокзала Тольятти до деревни Климовка на противоположном берегу Волги утром 30 апреля... Два часа плаванья и наблюдения за волжскими берегами и, наконец, стартуем.

Деревни Климовка, Левашовка, Тайдаково пролетали одна за другой. В райцентре, селе Шигоны, мы остановились на обед, прикупив продуктов в "Пятерочке", а Саша нашел в хозтоварах замену забытому дома туристическому коврику. Обед прошел на территории заброшенного школьного стадиона позади православного новоотстроенного храма.

Снова стартуем, направление - север, ветер - в лицо 4-5 м/с, весьма неприятно, зато солнечно и тепло. По пути пролетаем три деревни Ключ: Новое Белоключье, Белоключье и Красный Ключ, обозначенный на всех знаках как Кр.Ключ. В Крключе остановились передохнуть.

Бичевная, Золотой, Береговой (почему береговой, если там реки нет...), Новый Тукшум (более унылой деревни я за годы путешествий не встречала)... И наконец Епифановка.

О деревне Епифановке можно писать поэму. Вся она состоит из типовых одноэтажных домов старого красного кирпича дореволюционной (или около того) постройки. Такая же церковь. Все заброшенное. Все село. Мы не нашли ни одного жилого дома, людей, собак - никого не видно. Асфальт до села старый и растрескавшийся, поросший травой... Асфальт заканчивается в селе. Тупик. Поудивлявшись и посетив с дружеским визитом пару заброшенных домов, поехали дальше грунтами по навигатору.

Грунтовка привела к трассе на Тереньгу, где мы остановились на ночевку на поляне у разлившегося озера с лягушками и выпью. Лягушки голосили как оглашенные до 3 утра, выпь всю ночь страстно стонала в болотце.

В 7 утра небо было безоблачно, а тени нежно-розовыми.

Андрей угощал нас с утра свежесваренным на костре кофе.

Юра наловил рыбы в болотце голыми руками и немного ногами.

Дождь полил позже, часов в 10 и всё стало довольно печально.

Тереньга оставила двоякое впечатление - сладострастная выпь понравилась, а главная площадь с унылыми серыми самолетом, вертолетом и разрушающаяся старинная усадьба Перси Френч - весьма угнетающие. Усадьба сыпется на глазах, еще лет десять и можно уже и не сносить, а сразу поверх строить на ее месте "Магнит" или пивнушку.

В первый день мы проехали около 95 км, второй под дождем - только 60. Но эти 60 километров были весьма зверскими. Из Тереньги наш путь лежал в деревню Тушна и путь этот оказался садистким. Асфальт закончился на подступах к деревне Ясашная Ташла. Вообще-то мы планировали посетить там родник, но ливень к тому времени аннулировал желание посмотреть на ледяные журчащие струи - они и так были везде. Спрятались в магазине продуктов, купили еду, а добрая продавщица кипятила нам чай.

"Руководитель группы" и виновник происходящего, т.е. я предлагала вызвать транспорт и свалить домой. Остальная группа кидала в меня мокрыми тапками и говорила, что погода прекрасна и моросящий дождь при +12 и ветре на ближайшие пару суток - то, что надо для велопохода. В общем, мы поехали дальше.

Вскоре после Ясашной Ташлы (там главная улица была асфальтирована) асфальт снова закончился, превратившись в лесную дорогу из белого глубокого песка. Около 7 километров мы катили груженные велосипеды по песку и немножко говорили нехорошие слова, иногда вслух.
Вокруг стоял поросший мхом и лишайником насквозь мокрый лес, цвели подснежники сон-трава (или прострел), воздух с 99% влажностью вдыхался легко и приятно.

В районе поселка с душераздирающим название Кучуры под слоем песка и глины обнаружились остатки асфальта. Мимо нас проехала, объезжая ямы и ямищи, маршрутная газель, везущая людей в село Артюшкино. Жители села Артюшкино, наверное, ненавидят губернатора Ульяновской области. Я бы тоже ненавидела, если бы к моему селу вела ТАКАЯ дорога.

Вечерело. Дождь лил не переставая, иногда превращаясь в ливень. Не спасали даже целлофановые пакеты, одетые на ноги. В селе Тушна стало как-то совсем грустно, ибо как ставить палатки в этом озерном царстве было непонятно.

Свежестроящаяся церковь навела на мысль обратиться к священнику с просьбой приютить путников. В винновском монастыре, например, сразу посылают. Однако, молодой отец Вячеслав из Тушны вселил в мое сердце надежду, что у православной церкви есть шанс на пути добра. Он обзвонил несколько человек и предложил нам остановиться на ночь у местного жителя, путешественника, ходившего в походы 5 категории сложности, Александр.
Там мы и переночевали, погрелись в баньке, высушили вещи и стартовали в 7 утра в третий день путешествия.

Погодные условия заставили пересмотреть план и залазанье на гору, осмотр Сенгилея и посещение еще одной заброшенной усадьбы пришлось отложить. Под моросящим дождем лезть в грунты было безумием. Так что, сократив маршрут на 40 км, мы отправились в Подвалье.
Однако, поставили себе заметку обязательно вернуться в Тушну и подняться на совершенно обалденные красивейшие и уникальные холмы и погулять по Сенгилею.

Село Подвалье - крайняя точка Самарской области, куда ходит омик из Тольятти. За 6 часов нам надо было преодолеть 60 км дорог, причем не везде асфальт и отнюдь не ровная местность. От Тушны до Подвалья - горы и холмы, 5 км вверх, 5 км вниз и так все время, ровной плоской дороги практически нет. Если в Подвалье не быть в 14.00, омик уйдет, поэтому мы попытались "втопить".

Перекус у продуктового магазина в Елауре - и снова в путь. Вскоре асфальт закончился. Опять. Грязь грунтовой дороги - да, не все села у нас одинаково доступны. Преодолев последние километры грязи, мы наконец вышли на асфальт, крутым виражом спускающийся к Подвалью.

Заброшенное деревянное здание, символизирующее речвокзал села Подвалье, омик, 4 часа плаванья и мы дома.

Одежду и обувь сушим до сих пор.
За 3 дня проехали 210 км.
Buy promo for minimal price.