Проектная мастерская "Татлин" (en_abled) wrote in samara_ru,
Проектная мастерская "Татлин"
en_abled
samara_ru

Category:

Как не заблудиться в поликлинике: руководство по единой навигационной системе от Минздрава

15 августа 2018 года на сайте самарского областного правительства появилась новость об утверждении единого брендбука для поликлиник области. Областной Минздрав разместил в интернете полный текст. Полностью документ называется "Руководство по визуально-координированному стилю проекта "Заботливая поликлиника" и по применению единой навигационной системы для поликлиник Самарской области в рамках регионального проекта" (далее для краткости будем называть его "Руководством по навигации"). В популярном блоге о строительстве "Табурент" был опубликован подробный пересказ документа с включением оригинальных иллюстраций. Однако за прошедшие полгода никто так и не сделал разбор этой работы. Постараюсь восполнить пробел.

1

Сначала вкратце о том, что такое навигация и брендбук.

Навигация (система информационного сопровождения) - это совокупность решений и приёмов, позволяющая ориентироваться в зданиях или на участке. Отдельные элементы навигации - это указатели, инфостенды, тактильные дорожки для слабовидящих и т.д. Сюда же можно отнести и некоторые архитектурные решения. Например, вход в здание или двери в отдельные помещения стараются выделять цветом, чтобы они были заметнее.
Брендбук - это документ, в котором описывается бренд организации. Конкретно в этом документе акцент делается на графический стиль, подробно описывается система навигации. Именно эта часть нас в основном и будет интересовать.

Информационным сопровождением госучреждения посетителей никогда не баловали. Выискивать корпуса поликлиник на участках приходится самостоятельно, внутри зданий пациенты вынуждены играть в казаки-разбойники, проторивая путь по самодельным указателям, заботливо распечатанным врачами на листах А4. Инфостенды, таблички, объявления часто сделаны в разных стилях. Если не справиться заранее в регистратуре, где что находится, можно и заплутать.

То, что Минздрав проблему осознал и за неё взялся - прекрасно. Публикация документа в интернете - в высшей степени похвально. Ведь могли бы просто разослать своё "Руководство по навигации" главврачам поликлиник и успокоиться.

Но на этом, пожалуй, хорошие новости заканчиваются. Даже самое поверхностное знакомство с брендбуком, к сожалению, не оставляет шанса на позитивный анализ этого документа.

Что в "Руководстве по навигации" не так?


1. Работа выполнена достаточно небрежно. Вот, например: разработка палитры - это основная, базовая часть брендбука. Авторы выбрали 4 цвета, тщательно обосновывают свою решение с точки зрения психологии цветовосприятия, возводят мощную идеологическую платформу. В палитре один из цветов (зелёный травяной) обозначен по международной классификации как RAL 8023. Между тем, RAL 8023 - оранжево-коричневый, а цвет, показанный в брендбуке под этим номером, известен как RAL 6010.

2

2. Название документа предполагает, что мы сможем найти в нём исчерпывающую информацию о "единой навигационной системе", однако мы обнаруживаем лишь подробное руководство по применению разработанного графического стиля. Размеры указателей, инфостендов, шрифтов, форма стрелочек и вид пиктограмм, отступы и пробелы, даже радиус закругления плашек - всё жёстко регламентировано. При этом разработчики не считают нужным указывать, на какой высоте размещать используемые элементы. Нет рекомендаций по месту их установки. Где должны быть, к примеру, инфостенды? Возле парадных лестниц? Около входов? На лифтовых площадках? Эта информация очень важна. Высота размещения влияет на восприятие навигационной единицы. Указатель, смонтированный слишком высоко, может оказаться незамеченным посетителем. Инфостенд, расположенный в стороне от маршрутов посетителей, ждёт та же участь. Табличка, прикрученная недопустимо низко, заставит больного ревматизмом пациента нагибаться.

3. Новостная заметка на сайте правительства сообщает нам, что "основная задача брендбука - сделать самарские поликлиники (...) удобными для пациентов". И с этой задачей разработчики, увы, не справились.

Что главное в указателе или табличке? Пожалуй, всё-таки, не красота, а функциональность. То есть, читаемость. А с этим в брендбуке очень серьёзные проблемы.

Выбор цветов обосновывается их психологическим воздействием. Авторы сообщают, что красный создаст у нас чувство стабильности, оранжевый поспособствует пищеварению, а зелёный расширит капилляры и уменьшит мигрень. Но, увлёкшись психологией цветоведения, разработчики забыли про контрастность. Цвет "травяной зелёный" (RAL 6010) они предлагают сделать фоном для надписей, выполненных "липовым зелёным" (RAL 6018).

3

Эти цвета достаточны близки по тону. Ключевой показатель тут LRV (light reflectance value), означающий, насколько цвет темнее чистого белого. Разница между табличными значениями выбранных для указателя цветов - 18,8 пунктов при минимально допустимом значении в 60 единиц (ISO/DIS 21542, 35.1). Это значит, что надписи просто сольются для слабовидящего в пёстрое пятно.

Стрелки на указателях имеют вычурную форму и составлены из фигур разного тона. Некоторые из слабовидящих смогут увидеть только часть изображения (наиболее контрастную) и вряд ли окажутся способны считать направление.

Размер шрифтов определён в "Руководстве по навигации" с помощью графика, в котором показана взаимосвязь между их высотой и расстоянием надписи от наблюдателя.

5

Если сверить эти значения с любым авторитетным источником, станет ясно, что они серьёзно преуменьшены (можно сопоставить, например, с данными качественной британской литературы: BS 8300:2009, 9.2.3.1). Собственно, это достаточно ясно и на простом обывательском уровне. Скажем, все ли хорошо смогут прочесть слово с высотой букв в 18 мм, на расстоянии в 5 м? Кажется, это одна из нижних строчек в таблице окулиста, и с такими указателями путь к глазнику не отыскать.

Подытоживая, можно сделать закономерный вывод: слабовидящим предложенная система навигации не поможет. Особенно не повезёт пациентам глазной больницы имени Ерошевского, которые теперь будут рисковать заблудиться в её коридорах. Дальтоников тоже ждёт неприятный сюрприз - "липовый зелёный" на указателях для них сольётся с "оранжевой календулой", а "травяной зелёный" - с "терракотовым".

4. Описание брендбука на сайте правительства многое сулит для маломобильных граждан (а значит, для инвалидов-колясочников, слабовидящих, слабослышащих и далее по списку). Действительно, в "Руководстве по навигации" есть раздел "Доступность для людей с ограниченными возможностями". Но его содержание вызывает некоторое недоумение. Подробнее всего почему-то написано про тактильную мнемосхему (это план зданий или местности с выпуклым рельефом для слабовидящих), текст о ней - почти половина параграфа. Тактильные дорожки (это, всё-таки, основной элемент тактильной навигации) не упоминаются. В описании тактильных табличек указывается предполагаемая высота рельефа, но при этом не определена высота их размещения. Авторы ошибочно определяют назначение тактильных табличек, приписывая им функцию указателей направления. На самом деле, её выполняют тактильные дорожки.

Довольно основательно разработчики описывают прилавки и столешницы для колясочников - хотя прямого отношения к теме навигации это не имеет.
Весь раздел оставляет ощущение бессистемности, по большей части он построен на хаотичных цитатах из строительного нормативного документа. О важном не говорится, но много посторонней информации.
______________
Вообще, в документе очень многого не хватает (проще сказать, чего там в избытке - подробного описания неудачного цветового решения). Нет, например, уличной навигации. Просто ни слова. Хотя у многих больниц есть своя территория, порою довольно большая.

В общем и целом, работа оставляет ощущение дилетантизма. Очень уж часто делаются ошибки, демонстрирующие непонимание разработчиками базовых принципов. Например, дизайнерам хорошо известно, что указатели должны иметь цвет, отличный от окружающих их конструкций и предметов, чтобы их проще было найти. Однако в иллюстрациях к "Руководству по навигации" настенные поручни и мебель изображены в той же цветовой гамме, что и указатели.

6

Графический стиль в брендбуке тяготеет к декоративности - стрелочки многоцветны и сложны по форме, по углам указателей размещаются завитушки - очевидно, для красоты.

07

8

Беглого знакомства с лучшими образцами современного дизайна навигации достаточно, чтобы понять - в этой сфере целиком и полностью господствует лаконичный и функциональный стиль. Минимум цветов, простые формы. Иногда навигация бывает очень красива и придаёт интерьеру свой шарм - но эффект достигается не усложнением форм, а интересной подачей.

301f97d5bc6805275bb13413f9f63f74

780d1ef37aefb9a52b25ffbd341d2d5f

802ccc27c30c2ebfa3b69fc6ab295f96

Причины неудачи достаточно ясны. Работы такого уровня сложности и ответственности должны организовываться через открытый творческий конкурс с независимым авторитетным жюри. Такового, естественно, не случилось. При этом брендбук на сайте правительства называется итогом коллективного творчества. Газета "Аргументы и факты", ссылаясь на пресс-центр регионального министерства здравоохранения, пишет, что документ разрабатывали представители "тринадцати медицинских учреждений Самарской области и членов проектного офиса министерства здравоохранения Самарской области", то есть отнюдь не дизайнеры. Впрочем, есть у "Руководства по навигации" и вполне конкретный разработчик, указанный на последней странице буклета - "Мастерская Глинского". На сайте этой организации в разделе с портфолио удалось найти лишь один пример работы по навигации, зато там в изобилии представлены живописные полотна с пейзажами кисти господина Глинского (или его коллег).

9

Очевидно, результат мог бы быть иной, если б подрядчиков определили с помощью открытого конкурса, а заказчики не вмешивались бы в работу исполнителей.

Судя по тому, что Минздрав разместил брендбук в интернете, они готовы диалогу, а значит, можно надеяться на исправление ошибок.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments