Некоторое время назад я писал, что Минздрав, руководствуясь, несомненно, лучшими побуждениями, заказал единый стиль навигации по всем лечебным учреждениям области. Выиграла какая-то странная фирма. Результат получился удручающим. Повторяться не буду, подробнее можно прочесть по ссылке выше. Скажу лишь для примера, что часть указателей - низкоконтрастные, цвета - зелёный и красный, то есть надписи неразличимые для дальтоников и людей с ослабленным зрением.
Тем не менее, стиль активно внедряют, указатели, выполненные по методичке, можно уже узреть (для тех, у кого хорошее зрение) в самых разных больницах и поликлиниках.
Сегодня увидел на сайте студии Артемия Лебедева новые работы по доступности. Есть возможность сравнить с самарским опытом.
Поехали.
Сначала о хорошем.
Навигация отличная, простая и понятная:
Интерьеры невероятно хороши (как обычно у студиии Лебедева):
Почувствуйте разницу, что называется (на фото - стиль для самарских поликлиник):
А теперь о грустном. Хоть "Студия Лебедева" сделала всё лучше, чем подрядчик для нашего Минздрава, но есть и у них серьёзные факапы.
Пандус из центра «Моя карьера» (выше) в верхней своей части оборудован поручнем только с одной стороны. Пользоваться такой конструкцией нельзя.
Поручень на лестнице отсутствует.
У гардеробной стойки, судя по фото, отсутствует пониженный участок (хотя, возможно, мы его просто не видим).
Места для беседы со специалистами классные. Но обратите внимание на подстолье:
Наши нормативы (СП 59.13330.2016, п. 8.1.7) требуют, чтобы был свободный проём для ног (высота 750 мм, глубина 500 мм). В зарубежных нормативах требования в этой части обычно чуть помягче. Высота подстолья не больше 700 мм.
Похоже, это требование не выполняется (хотя по фото, конечно, сложно определить, можно и ошибиться).
Но вот в ресурсном центре для инвалидов от студии Лебедева к терминалам точно на коляске не приблизиться:
Тут уж определённо пространства для ног нет.
На прозрачные двери в центре "Моя карьера" (от СЛ) нанесён непрозрачный рисунок:
В принципе, всё ОК. Но лучше было бы сделать его в виде двух полос. Отечественные нормативы предлагают располагать его на высоте 0,9-1 и 1,3-1,4 м, некоторые зарубежные - 0,85-1 и 1,4-1,6 м. Делается это для того, чтобы в полотне осталась прозрачная часть, через которую можно было бы вовремя заметить человека на коляске и слабовидящего и не шибануть дверью.
Но тут рисунок не сплошной, полупрозрачный, так что не будем придираться.
А вот претензия посерьёзней: ни в методичке самарского Минздрава, ни в рендерах и фотках от "Студии Лебедева" я не нашёл тактильных дорожек, пусть хотя бы только предупреждающих. Возможно, тут есть какое-то объяснение - например, заказчик пожелал рассматривать эту задачу отдельно. Не знаю. В любом случае, это критический недостаток этих работ.
Какой можно сделать вывод? Работа над дизайном интерьера совершенно определённо способствует решению вопроса с доступностью. Я вообще считаю, что для создания безбарьерной среды хорошо бы удалить из неё раздел 10 (по МГН), распространив его требования на все остальные, и добавить раздел по интерьерам (вместе с обязательными рендерами).
Что ещё полезного можно извлечь из этого сравнения? Интерьерщики и графдизайнеры, даже если они суперские, не могут решить проблему с доступностью (безбарьерностью, универсальным дизайном, как угодно), если не вникнут во все тонкости. Здесь, увы, этого не случилось. А интерьеры классные. И графстиль впечатляет.
Если б конкурс от самарского Минздрава был бы организован лучше, его вполне могла бы выиграть приличная дизайн-студия с хорошими графдизайнерами (не важно, лебедевцы или кто-то ещё, у нас тоже полно дизайнеров не хуже), и графстиль навигации у нас был бы эргономичный, красивый и понятный (а не тот, что на первой картинке в самом верху).
Community Info