Дядя Паша (matrokreazoth) wrote in samara_ru,
Дядя Паша
matrokreazoth
samara_ru

Category:

15 занятных фактов из истории Самарского общественного транспорта


Хочется продолжить традицию познавательных постов от oledjio и немного написать о ключевых событиях возникновения системы общественного транспорта в Самаре. Тем более, что в четверг было 95-летие Самарского трамвая.
Думаю, что блоггерам будет интересно.


1. Регулярное движение конного трамвая открылось 10 (22) июля 1895 года и прекратилось 19 декабря 1917 года. Скорость конки была не более 12 км\ч, а в реальности была 6-7 км\ч.

::
2. Конка была реальным конкурентом трамваю, хоть и имела слабые места (например, лошади частенько «капризничали» и не хотели тащить вагон). Но у конки было мощное лобби в городской Думе, которое всячески затягивало решение вопроса о строительстве электрического трамвая.


::
3. В конкурсе на разработку проекта Самарского трамвая победил проект инженера из Санкт-Петербурга П.А. Суткевича под названием «Лучше поздно, чем никогда».
::
4. Инженер П.А. Суткевич предложил прокладывать маршруты для трамваев параллельно конке, чтоб «устранить» конкурента.
Например, конка проходила по Дворянской (современная ул. Куйбышева), трамвай - по Саратовской (ул. Фрунзе), конка - по Москательной (ул. Л.Толстого), трамвай - по Алексеевской (ул. Красноармейская).
Через два года конка не выдержала конкуренции, её владельцы обанкротились и ликвидировали свое предприятие. Имущество конки перешло в ведение военного ведомства.

::
5. Для начала строительства трамвайной инфраструктуры в 1913 г. среди жителей Самары был объявлен заём на постройку трамвая на общую сумму 1960000 рублей, а городские земли были заложены в банке, чтоб можно было взять ипотечный заём в размере 9 млн. руб.
Строительство депо:

::
6. Создатель проекта Самарского трамвая и его первый руководитель инженер П.А. Суткевич имел жалование 750 рублей в месяц. Средняя зарплата заводского рабочего в то время была около 20 рублей в месяц.
Работники трамвайного депо:

::
7. Проезд на трамвае в 1915 году стоил 3 копейки, а на конке от 3 до 8, в зависимости от класса и маршрута. Самой дорогой (8 копеек ) была дачная линия конки - от земской больницы до кумысолечебного заведения С.Н. Постникова.
Для справки: за 5 копеек в то время можно было купить фунт (0,4 кг) хорошего мяса или полпуда (почти 8, 5 кг) картофеля или пару крупных сельдей.
::
8. Самарский электрический трамвай был 45-м по счету из открытых на территории бывшего СССР и 22-й на территории нынешней России, но 1-м построенным без участия иностранного капитала с использованием отечественных трамваев.
Открытие движения:

::
9. Первым маршрутом стал маршрут №2 от трамвайного парка на ул. Соловьиной( современная ул. Мичурина) до Алексеевской площади (пл. Революции). Маршрут №1 был введён позже.
Кстати, сейчас маршрут №2 проходит от Постникова оврага до Юнгородка, но только в часы «пик» по рабочим дням.
Трамвай рядом с особняком Курлиной:

::
10. Помимо пассажирских трамваев существовали и грузовые трамваи. В 1917 году в Самаре появились специальные трамвайные грузовые ветки. Грузы возились от вокзала до различных заводов. Трамваи обслуживали, в том числе, военные нужды (военная продукция с заводов, эвакуируемое оборудование с вокзала). С набережной возился песок. Такой вид перевозок был востребован до увеличения количества грузового транспорта.
Погрузка песка для нужд города на берегу реки Волги:

::
11. В 1919 из-за нехватки электроэнергии пассажирское трамвайное движение прекратилось. Трамваи остались работать только на грузовых перевозках.
::
12. В 1921 году проезд на трамвае был сделан бесплатным. Служащие трамвайного депо перестали получать жалование и разбежались. К лету всего 8 вагонов были годными к движению. Чудом удалось сохранить трамвайное движение в Самаре в эти тяжёлые времена.
Трамвай с прицепной летней платформой - "веранда на колесах".Построен в г.Самаре в 1920-е годы:

::
13. Первые автобусы появились в Самаре в 1926 году. В 1934 году было впервые открыто автобусное движение по стабильному маршруту. Три 16-ти местных автобуса марки ГАЗ-03-30 (на базе грузовика ГАЗ-АА) перевозили пассажиров от фабрики кухни до Хлебной площади и поселка им. Шмидта.
Это были самые распространённые автобусы той поры:

::
14. 6 ноября 1942 года в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции было открыто движение троллейбусов по маршруту Площадь Революции - Вокзал.
Не последнюю роль в появление троллейбусов в Самаре сыграла эвакуация. На стадионе «Локомотив» размещалась эвакобаза, где находились эвакуированные из Москвы троллейбусы и поезда метрополитена. Городу разрешили использовать 10 старых и изношенных троллейбусов. Из них «собрали» 5 рабочих машин.
Они то и стали работать на маршруте:





::
15. Куйбышев стал 10-м городом СССР и четвертым на территории современной России (после Москвы, Ростова-на-Дону и Ленинграда), в котором было открыто троллейбусное движение.
::
Ну а потом ещё метро было, разрослась сеть автобусных маршрутов, появились "ГАЗели", а вот трамвайно-троллейбусная инфраструктура сохранила очень многое из тех далёких времён.

Источники информации:
музей ТТУ
История самарского городского электрического транспорта, Самара, 2005.
www.samaratrans.info
сайт Бичурова Г.В.
ltrack 
www.retro.tramway.ru
http://dravto.ru
Личные архивы

картинки на Яндекс.Фотки
кросс-пост
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Recent Posts from This Community