Буслов Антон (mymaster) wrote in samara_ru,
Буслов Антон
mymaster
samara_ru

Category:

А вот из истории самарского троллейбуса..

История самарского троллейбуса славна уже тем, что троллейбус был запущен в работу 6 ноября 1942 года. И это при том, что первый троллейбус попал в город практически одновременно с первым вагоном метрополитена...

Нет - я ничего не путаю, помню, что метрополитен у нас открыли в 1987 году, а троллейбус, как уже написал в 1942 году. Просто в октябре 1941 немцы во всю наступали на Москву, и из столицы вывозили в "запасную столицу" все, что могло пригодиться в будущем. В том числе в город на эвакуабазу поступило 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4 производства Ярославского завода. Вместе с ними пришли и поезда московского метрополитена.

Но на поезда метро власти города тогда еще не замахивались, в то время, как троллейбусы решили приспособить для нужд города. Уже в феврале 1942 решили строить депо на 50 машин, и открыть два маршрута. А 27 июня начали само строительство - от железнодорожного вокзала по улице Льва Толстого, а затем по улице Куйбышева до площади Революции, с обустройством там разворотного кольца. Всего 6,5 км.

Монтаж контактной сети закончили к 3 ноября (были трудности с контактным проводом), водителей отправляли стажироваться в Москву (немцев к тому времени уже прогнали оттуда далеко), а вот делп не было - выделили комнату на стадионе "Локомотив", в которой расположилась троллейбусная служба. А у вокзала сделали смотровую яму, поставили диспетчерскую.

6 числа провели митинг, и запустили движение. Таким образом Самара стала 4-м по счету городом в России, где открылось троллейбусное движение (и 10-м в Союзе). Однако официальной датой открытия движения принято считать все же 7 ноября 1942 года - день 25-летия революции.


Первые троллейбусы у вокзала. Фото из коллекции профессора Бичурова.

Любопытно, что троллейбусы скитались по городу еще достаточно долго, не имея нормального депо. Отстой осуществлялся вдоль улиц, не смотря на то, что строились новые линии и поступали более современные машины депо было построено только к 1956 году (!).

Любопытно, что для того чтобы троллейбусы были различимей их красили по разному: машины 1-го маршрута были голубые, 2-го маршрута – салатовые, 3-го и 5-го – красные. Эта традиция претерпела изменения, но дожила до наших дней в новом виде: троллейбусы Объединенного троллейбусного депо (ныне оно разделено на два - первое и второе троллейбусные депо) красят в синий цвет, а троллейбусы третьего троллейбусного депо красят красным.

Так же думаю интересно, что в Советском Союзе был фактически единственный троллейбусный завод, который поставлял троллейбусы для нужд практически всех городов СССР, а также в дальнее зарубежье (например в Афины и Боготу). Завод этот располагался в городе Энгельс и назывался Заводом имени Урицкого, или просто ЗиУ. Поэтому троллейбусы, которые были разработаны там получили марку ЗиУ. Самара начала получать их начиная с модели ЗиУ-5 (с 1961 года), до этого завод, переориентированный на производство городского транспорта в 1951 году, поставлял в город троллейбусы МТБ-82. Практически все троллейбусы, которые есть в Самаре сейчас, или произведены на этом заводе, или являются "клонами" его наиболее ходовой модели - ЗиУ-682 (ЗиУ-9).

Нынешний руководитель Департамента транспорта Администрации Самары, Дмитрий Николаевич Полулях с 2002 года был директором этого самого завода ЗиУ, ставшего к тому времени ОАО "ТРОЛЗА", до этого пост директора занимал его отец. Так что в части тонкостей организации транспортного машиностроения, а также в части работы троллейбусного транспорта Дмитрий Николаевич разбирается на отлично.


Троллейбус ЗиУ-5 на площади Революции. Фото из коллекции профессора Бичурова.

Я упомянул о "клонах" ЗиУ-9, так вот один из видов "клонов", получивший марку СЗТМ производили в Самаре. Его собирали на Самарском заводе транспортного машиностроения. В течение 1991-1993 гг. СЗТМ изготовил более 50 троллейбусов, большинство из которых пошло в другие города России (в частности, в Тольятти, Киров, Новочебоксарск). Главным преимуществом этих машин являлась более низкая цена по сравнению с аналогичными троллейбусами производства Завода им. Урицкого. Однако качество сборки и комплектующих оставляло желать лучшего.


Самарский "монстр" в третьем троллейбусном депо незадолго до утилизации.

Последней построенной в советское время троллейбусной линией стала линия от кольца на ул. Первомайской по ул. Лесной до Силикатного оврага. Это случилось 26 апреля 1990 года. Затем в 1994 году была перенесена линия с улицы Физкультурной, и троллейбусное хозяйство замерло до октября 2011 года. Именно в прошлом году было проведено первое, пусть и небольшое, строительство троллейбусной сети - было комплексно реконструировано оборотное кольцо на ул. Советской Армии, что позволило открыть сквозное троллейбусное движение от Металлурга до Жд вокзала по трассе 15 маршрута троллейбуса.

Ну а что касается самих троллейбусов, то самым современным является полностью низкопольный троллейбус БКМ 321, производства Минского завода Белкоммунмаш (того самого что поставил нам новый низкопольный трамвай в марте этого года).


Фото А.Киняева с сайта tosamara.ru.

Его как правило можно встретить на 17 маршруте. К сожалению, в гордом одиночестве в своем классе - потому что он так и остается единственным самарским низкопольным троллейбусом. Даже трамваев уже таких у нас два.

Ну а чтобы было не так скучно, вот вам новость - как известно летом этого года на реконструкцию в связи с открытием Кировского моста закроется участок проспекта Кирова от путепровода по Заводскому шоссе до, собственно, реки Самары. В связи с этим на время реконструкции прийдется снять троллейбусное движение на этом участке. Чтобы не прекращать его полностью будет натянута новая контактная сеть под путепроводом, троллейбусы будут временно оборачиваться там и временной конечной для них станет станция метро "Кировская".

Однако, в рамках реконструкции проспекта будут установлены опоры контактной сети, которые дойдут до жд-перезда через проспект Кирова (около нынешнего трамвайного кольца). Через эту железку будет перекинута 6-полосная эстакада, под которой будут разворачиваться троллейбусы. То есть они дойдут до улицы Ветлянской, с соответствующим продлением существующей сейчас линии. После того как дорожное полотно будет восстановлено троллейбусы снова пойдут по проспекту Кирова до конца (а не так как писала не разобравшись в вопросе ВК).

Впрочем интересней последить за троллейбусными маршрутами онлайн на сайте Транспортного оператора Самары, меня вот уверяют что добились точности прогнозов с погрешностью максимум в 1 минуту.
Ну а если там все же еще не все наладили, то уж точно исправно работает музей ТТУ куда можно сходить школьным классом, студенческой группой, дружным рабочим коллективом или просто так - и узнать о троллейбусах Самары куда больше всего интересного.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments