Буслов Антон (mymaster) wrote in samara_ru,
Буслов Антон
mymaster
samara_ru

Муниципалы vs коммерция vs личный транспорт

Выдал интервью московскому радио на тему того, что там собираются потеснить муниципальный транспорт коммерческим в рамках конкурсов на маршруты. Сразу стало интересно, а как у нас в Самаре люди относятся к разным классам и видам транспорта?

Во-первых, надо определиться что есть что. Муниципальный транспорт - это давно уже не то, что принадлежит безраздельно муниципалитету - это то, что работает по муниципальному заказу. Проще говоря маршруты, или даже отдельные рейсы, которые выполняются с условием оплаты городом проезда льготных категорий граждан (а их у нас - тьма). Коммерческий транспорт - это тот, в котором никакие проездные и льготные карточки уже не действуют, а вся оплата проводится за наличность.

Если брать наши условия, то водораздел можно провести примерно так - трамвай, троллейбус, метро и автобусы большой вместимости преимущественно муниципальные, а вот автобусы малой и особо малой вместимости - это уже коммерция. Причем даже последняя делится на нашу местную, городскую - работающую по договорам с муниципалитетом и областную - такую которая захватывает маршрутом какой-то из районов области. Они подчиняются Минтрансу СО, и ценообразование у них, соответственно, организовано иначе. В принципе вот тут можно свериться с тем, что у нас что.

Чем плохи коммерческие автобусы? Как правило содержать автобус - дело достаточно накладное. Причем чем он больше, тем накладней выходит. В результате на маршрут с автобусами большой вместимости нельзя просто набрать "водителей со своим транспортом", и маршруты, которые открывает коммерция сплошь относятся к малому и особо малому классу. Компания владелец маршрута, при этом, зачастую может вообще не владеть ничем - просто набирать водителей с микроавтобусами на договор аренды. В этом случае они чинятся сами, где бог на душу положит, на те деньги что сами заработали на линии. Часть денег уходит на топливо, часть отдают владельцу маршрута - остальное остается водителю и кондуктору. Отсюда идет экономия - чиниться приходится за дешево и побыстрее (чтобы не простаивать без работы и денег), заправляться приходится явно не думая о высоких материях вроде экологии, жгуче хочется работать без кондуктора, чтобы ему не платить... Естественно - никаких налогов и отчислений во всяческие социальные фонды - и водители работающие на маршруте пока не вылезут глаза на лоб. То есть режимы труда и отдыха, мягко говоря, им не ведомы.

Кроме того маршруты организованные таким образом быстро переполняют и остановки и улично-дорожную сеть. Я не видел расчетов по Самаре, видел по Воронежу - для него вклад городского транспорта в формирование пробок составил порядка 40%. Причина в блокировании транспортом остановок (у каждого пункта есть пропускная способность), активном маневрировании на перекрестках с попытками "заехать" конкуренту. И, естественно, том факте что транспорт вносит существенный вклад в поток практически в течении всего рабочего дня.

То есть причесать бы маршрутную сеть - исключить дублирование маршрутов, вынуждающее водителей блокировать перекрестки и остановки - и в городе стало бы существенно меньше пробок.

В общем случае задача выглядит так: мы берем все улицы, и разбираемся на какой из них (по участкам) какой пассажиропоток, куда он направлен, от чего зависит. Потом сообразно этому потоку формируем маршрутную сеть по принципу соответствия маршрута существующему потоку. Есть поток 9 тысяч человек в час, открываем не 15 маршрутов ГАЗелей, а наоборот - их убираем, запуская один двухвагонный, а то и трехвагонный трамвай. Есть поток 900 человек в час - пускаем ГАЗель, ну или Форд Транзит какой-нибудь. При этом по понятным причинам у нас не выйдет той ситуации, которая есть сейчас - когда на микроавтобусе можно проехать практически откуда угодно куда угодно. Получится что есть некие могучие магистрали, например Ново-Садовая, с трамваем или Гагарина с метро - а к ним есть подвозка, которая собирает пассажиров с районов, соответствуя пассажиропотоку. Получается что подвозку и магистральные маршруты надо синхронизировать, завязав едиными расписаниями движения. При этом система будет работать с максимальной экономической отдачей - так как будет четко выстроена под пассажиропоток.

Тут надо подчеркнуть, что выделенные полосы общественного транспорта для ГАЗелей не годятся - потому что они их перегрузят мгновенно. То есть если говорить о выделенках, то на них в любом случае прийдется оставлять только большую вместимость. Вот и выходит, что для транспортной системы без пробок пассажиру прийдется согласиться делать пересадки. С другой стороны пересадки должны и могут быть комфортными - нет проблем синхронизировать расписание, а за счет сбалансированности пассажиропотока можно обеспечить приемлемые интервалы. Правда тогда надо вводить единые проездные для всего транспорта - платить дважды дураков не найдется. Но в этом случае коммерческие перевозчики по сути становятся муниципальными.. потому что из их рук уходит пресловутая наличка, а тарифы приходится синхронизировать с муниципалитетом.

Вот и получается, что в конечном счете коммерции не останется, она перейдет на муниципальный заказ. За счет этого муниципалитет исправит маршрутную сеть по пассажиропотоку, а пассажиры получат новые пересадки. Чтобы им не было так обидно им предварительно надо вернуть проездные билеты, причем сделать их разных видов и мастей, чтобы было удобно. В процессе этого для города размеров Самары естественным образом отомрут микроавтобусы, а вот автобусов большой вместимости станет больше - их будут закупать уже компании перевозчики, а не водители. Так как автобусы станут больше, то их все же станет меньше - вырастут интервалы, но появится четкое расписание движения. Высвобождающиеся водительские кадры покроют существующий сейчас дефицит... После устаканивания экономики таких перевозок муниципалитет сможет оценивать сколько дополнительных вечерних рейсов он в состоянии оплатить, или где ему будет экономически выгодно заменить автобусную линию троллейбусной.

Вот примерно такой рай на земле должен быть создан. В Москве, к слову, речь идет именно о нем - мосгортранс потеснят, но коммерция будет работать по муниципальному заказу и единому тарифу. Но то Москва, там все проще.. там деньги есть.

А пока давайте узнаем структуру перемещений обитателей сообщества. Я специально сделал чекбоксы, потому что люди склонны использовать преимущественно несколько видов транспорта, а не один. Честно сказать не думаю, что результат будет похож на реальные показатели для города, но тем интересней на него посмотреть.


Poll #1827432 На каком транспорте поедем?

Какими видами транспорта вы чаще пользуетесь?

Трамвай
106(20.1%)
Троллейбус
31(5.9%)
Муниципальный автобус
49(9.3%)
Коммерческий автобус
103(19.5%)
Метрополитен
51(9.7%)
Личный автомобиль
83(15.7%)
Велосипед
44(8.3%)
Пешком (не использую транспорт)
60(11.4%)
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments