Буслов Антон (mymaster) wrote in samara_ru,
Буслов Антон
mymaster
samara_ru

Categories:

Агломерации: тайные и явные

Со времен губернаторства Титова у нас любят одну бесконечную тему - Самара-Тольяттинскую агломерацию. Мол, имеет численность в 2,5 миллиона человек, третья в России после Москвы и Питера по численности населения и все такое прочее... Ее предлагают развивать. Вот мне и подумалось - а что развивать то?

Во-первых, надо сказать что агломерацией просто по факту близкого расположения чего-бы то нибыло назвать нельзя. Есть не очень четки, но все же критерии отбора. Главный из них - это совместная экономическая деятельность городов, вовлеченных в процесс. А чем характеризуется экономическая деятельность? Правильный ответ - трудовыми перевозками. Маятниковой миграцией человеческих ресурсов, так сказать. Потому что без экономических связей нет единой системы хозяйствования, без этой единой системы нет предмета разговора, так как экономика все же первична.

Дальше важно заметить, что для Самары и Тольятти если о чем и говорить, то о конурбации, то есть о агломерации лишенной единого центра, и растянутой в пространстве. К таковым относится например Рурский район в Германии, где на горных выработках образовалось в свое время множество городов, которые росли независимо друг от друга так, что их границы стали срастаться и появились перекрестные экономические связи.

При этом у нашей конурбации могло бы быть выделено два ядра: Самара+Новокуйбышевск+Чапаевск+Кинель и Тольятти+Жигулевск. Однако политикам очень хочется размаха, поэтому сюда же умудряются приплести Сызрань+Октябрьск, Отрадный, Безенчук... ну во общем скромно записать в агломерацию всю Самарскую область. При этом в официальных бумажках отмечаются и трасса М5, и наличие жд сообщения между Самарой и Тольятти, и общий для двух городов Курумоч... Одним словом притягивается за уши любая дурь, которая льет воду на мельницу идеи агломерации.

Остается сущий пустяк - в рамках этой чудной картины, этой дутой конурбации нет маятниковых трудовых перевозок. То есть практически совсем. Нет, есть конечно некоторый поток который едет на работу из Тольятти в Самару и есть обратный поток. Но он не регулярный и мизерный. Одной из наглядных иллюстраций идеи конурбации явилось то, с какими результатами был запущен скоростной поезд Самара-Тольятти. С такими, что его пришлось спешно закрыть - столько он делал убытков. В прошлом году руководство ОАО "СППК" и вовсе перестало стесняться такого положения вещей (экономика заставила) - под сокращение попали в большей степени именно электрички направления на Жигулевское море. По сути осталось полторы пары электропоездов в летнем расписании. С автобусными перевозками успешно справляются работающие на этих направлениях микроавтобусы.

При этом, что особенно интересно, власти периодически воскрешая в памяти идею агломерации обещают скоростное движение между Самарой и Тольятти. Именно скоростное, чтобы умудриться связать их центры в какое-то разумное время. Крайние такие обещания звучали по случаю ЧМ-2018, но сейчас, вроде бы, слава богу, их дезавуировали. То есть конурбация не воспринимается как нечто цельное, где транспорт нужен на всем протяжении между центрами конурбации. Она воспринимается именно как связь двух отдельных городов. Никого не волнует что из Самары в Прибрежный ходит полтора автобуса в день, Прибрежный тем не менее записывается в эту чудную агломерацию. И это при том, что из него-то в направлении Самары, да и в направлении Тольятти, могли бы быть реальные трудовые перевозки.

Что же у нас получается в итоге? У нас, если смотреть честно, получается две агломерации полицентрического типа - Самарская: Самара+Новокуйбышевск+Чапаевск+Кинель и Тольяттинская: Тольятти+Жигулевск. При этом, увлекшись амбициозными планами "третьей в России" эти агломерации никто не развивает, хотя они в этом остро нуждаются. Например очень надо создавать ЕДИНУЮ систему транспорта в рамках этих агломераций. То есть билеты на общественный транспорт самарского образца, должны иметь хождение в Новокуйбышевске, Чапаевске и Кинеле. Просто тариф должен формироваться по зонному принципу. Аналогично надо планировать сами трудовые перевозки в этих пределах, подбирая пары электропоездов под начало рабочего дня в Самаре, с отправлением из Чапаевска так, чтобы люди могли прибыть вовремя. Должна быть единая система пригородных автобусных маршрутов, обслуживаемых автопарками совместно - потому что для нулевых рейсов (рейс выхода на маршрут) важно расстояние от парка до конечной остановки. В рамках этих сформировавшихся агломераций надо формировать единые генеральные планы, согласованные в том числе в части использования инженерной инфраструктуры. Однозначно должно идти единое планирование и строительства и ремонтов дорожной сети (руководство Чапаевска и Новокуйбышевска еще "повеселится" когда Самара начнет ремонтировать старый мост).

Проще говоря должны быть сформированы постоянно действующие руководящие органы для координации действий муниципальных властей соответствующих агломераций. Два района оболасти и четыре муниципалитета для Самарской агломерации и один район области и два муниципалитета для Тольяттинской. Они должны были быть сформированы вчера... и заняться синхронизацией тех вопросов, о которых я писал выше. Потому что иначе у нас получится та же картина, до которой допрыгались Москва и Московская область на своих общих границах.

Что же с "голубой мечтой"? Что с Самара-Тольяттинской агломерацией? Ее можно, и наверное нужно развивать. Но только это развитие не может строиться на скоростных перевозках. Здесь нужно кропотливое планирование заселения и развития производств в зоне между городами. Причем для этого, во многом, нужно обеспечение нормальной транспортной доступности этих территорий. Еще раз - нормальной, а не 79 автобусом раз в час. Если территория будет обеспечена устойчивой транспортной связью, в которой люди не будут сомневаться, то она будет выгодна для освоения девелоперами. Областным властям следует субсидировать (в той или иной форме) муниципалитеты для повышения транспортной доступности этой территории. Самый банальный пример - автобусные маршруты в аэропорт, и с Самары и с Тольятти, должны работать не до 20 часов вечера, и не с регулярностью раз в час. Они должны перевозить людей по адекватным, я бы сказал принятым внутри муниципалитета, тарифам. Пока аэропорт обслуживается междугородними автобусами с невнятным графиком для меня разговоры о Самара-Тольяттинской агломерации остаются несмешными шутками.

Есть ли перспективы что дело войдет в разумное русло? Честно сказать сомневаюсь. Мне доводилось слышать даже о монорельсе через Самарскую луку.. но никак не о кропотливом развитии того, что у нас уже есть.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments