Буслов Антон (mymaster) wrote in samara_ru,
Буслов Антон
mymaster
samara_ru

Categories:

Длииииинный транспорт в Самаре

Хотелось бы еще вспомнить по-настоящему длинный транспорт, который был и есть в Самаре. И, действуя в той последовательности, в которой шла история, начать прийдется с трамвайного вагона Tatra K2. Это трамвайный вагон "с гармошкой" - единственная модель из семейства сочлененных трамваев, которая эксплуатировалась в Самара.

Сочлененные трамваи в мире появились давно - в 1926 году в Германии вышла первая серийная модель сочлененного вагона. Но в Самару традиционно поставлялись вагоны по системе "моторный вагон+пассивный прицепной вагон". Через некоторое время, когда начались поставки чешский "татр" вагоны стали "моторный вагон+моторный вагон". Но такая схема была не очень удобной - терялось полезное пространство на сцепные устройства, была повышенная эксплуатация второго вагона... Поэтому у чехов инженерная мысль на месте не стояла, и первые попытки сделать сочлененный вагон начались еще в 1964 году. Проект называли Tatra K1, но он не пошел в большую серию - оказался не удачным с инженерной точки зрения.


Татра К2 в Самаре. Фото с сайта профессора Бичурова.

Поэтому в 1966 году на заводе Татра на базе наработок по модели К1, с использованием электрооборудования от надежной Татра Т3 (именно они составляют большую часть парка в Самаре), был выпущен вагон К2. Вагон оказался удачным и первые серийные К2 уже в 1967 году поступили в Москву, Екатеринбург и Самару. Первый самарский К2 поступил в мае 1967 года, а 23 июня пять таких вагонов вышли на 1 маршрут. Всего в городе было 30 таких вагонов, их обрали в Северном депо, и отправляли на работу по 20 маршруту. Однако уже к 1979 году, после выработки гарантийного срока, самарское ТТУ все эти вагоны списало. Были жалобы на тормоза средней тележки, ремонтной базе было сложно работать с такой капризной техникой...

В России вагон Татра К2 сохранился только в Екатеринбурге, но не как линейный - а как музейный вагон. В Европе же модификации К2 после капитальных ремонтов ходят по сей день.

Надо отметить, что сейчас практически все выпускающиеся современные трамваи имеют узлы сочленения. В этом году Самарское ТТУ планирует взять на испытания первый 100 процентно низкопольный сочлененный вагон российского производства модели 71-409.

Поскольку с сочлененными вагонами история в ТТУ на тот момент не срослась, надо было искать иные пути для перевозок массы пассажиров. Поэтому ТТУ начало использовать трехвагонные трамвайные поезда из вагонов Татра Т3. В Самаре их называли "тройчатками". Первая "тройчатка" появилась в Северном трамвайном депо в 1973 году для работы на 20 маршруте. Вагоны работали с двумя поднятыми пантографами (на 1 и на 2 вагонах). А вот в 1981 году первую "тройчатку" сделало Кировское депо, причем они обошлись одним пантографом на втором вагоне - так была решена проблема высоких токов в межвагонных соединениях. В итоге было сформировано 9 поездов в Кировском и 17 поездов в Северном депо.


Система Северного депо. Фото из музея ТТУ.

В 1998 году началось постепенное расформирование "тройчаток" в связи с падением пассажиропотока. Примерно за год были расцеплены все составы, последние из них – 1199+1200+1201 и 1203+1202+1204 – расцепили весной 1999 г.

Трехвагонные трамвайные поезда были самым длинным наземным городским транспортом в Самаре. Но был транспорт и покороче, при этом не менее интересный. Я о троллейбусных поездах.


Система из двух троллейбусов. 1995 год. Автор Харальд Кухвалек.

Первую сцепку из двух троллейбусов в Самаре сделали в 1986 году. В общей сложности силами Объединенного троллейбусного депо было собрано 11 троллейбусных поездов, которые обслуживали 2 троллейбусный маршрут. В ту пору он работал в часы-пик, и обслуживался практически только сцепками из троллейбусов. Иногда только троллейбусы ставили еще на 4 маршрут. Но с продлением "двойки" до Безымянского рынка системы пришлось с него снять. Системы из троллейбусов использовались в Самаре до 2001 года. То есть наши системы были одними из последних в стране. Сейчас такие используются только в Краснодаре.

Ну и напоследок самый короткий из длинных - сочлененный троллейбус ЗиУ-683. Эти троллейбусы выпускались на заводе "ЗиУ", крупнейшем производителе троллейбусов в мире. Всего в Самаре было лишь пять таких троллейбусов двух модификаций. В 1991 году поступили три ЗиУ-683Б а в 1992 году два ЗиУ-683В01. Все троллейбусы были поставлены в Троллейбусное дпо №3, и преимущественно работают на 12 маршруте.


Фото Андрея Киняева.

К сожалению, застать эти троллейбусы в работе не так просто - из-за того, что водителям не доплачивают за работу на них, а управлять такой машиной существенно сложнее чем обычным двухосником, на троллейбусах работают только водители-энтузиасты. А их в депо нашлось всего два... Поэтому троллейбусы 3143 и 3144 на ходу и на маршруте, еще два троллейбуса не работают и находятся в консервации, а один и вовсе был списан в 2009 году. Так что спешите прокатиться на сочлененных троллейбусах - вымирающем виде городского транспорта Самары.

Ну а в завершение я, наверное, просто напомню, что на сайте Транспортного оператора Самары можно не только узнать точное время прибытия транспорта на остановку (оно работает!), но и узнать как попасть в транспортные музеи города.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments