Буслов Антон (mymaster) wrote in samara_ru,
Буслов Антон
mymaster
samara_ru

Categories:

У нас снова строят метро

Ну все, у нас снова строят метро. То есть, конечно, строят то его уже очень давно - с 1980 года, но бывает строят так себе, а бывает - достаточно активно. Вот сегодня начали строить активно и это сразу почувствовали все, кто проезжал район Самарской/Полевой. И я, пожалуй, поясню в чем сейчас суть строительства.

После того, как 26 декабря 2007 года была введена в эксплуатацию станция "Российская" (у ракеты), начались работы по прокладке тоннелей к следующей станции "Алабинская" (Осипенко/Ново-Садовая), и открытию котлована самой станции. Поскольку метро у нас мелкого залегания у нас в принципе можно строить и тоннели, и станции просто открывая котлован. Но гораздо дешевле (если учитывать все факторы строительства и связанных с ним ограничений), строить тоннели с помощью тоннеле-проходческого комплекса (ТПК) или же щита.

Тоннель от Российской до Алабинской получился в этом плане сборным. От станции часть тоннеля пройдена открытым способом и его поперечник прямоугольный: он сделан из вязанной арматуры и забетонирован. Потом идет участок под проспектом Ленина, построенный в стародавние времена с применением чугунных тюбингов, а вот дальше тоннель построен уже из бетонных тюбингов. Любопытно, что эти бетонные тюбинги нам привозили из Казани на автомобилях. Все потому, что в Самаре работал современный ТПК Ловат, арендованный в Татарстане. Но после достройки двух полутоннелей между Российской и Алабинской, эта чудная техника вернулась назад. А наши метростроители начали строить станцию.

Надо отметить, что станцию в части основных конструкций они практически достроили. Ну то есть совершенно точно выполнена большая часть работ - построен вестибюль, сходы в него, служебные помещения, венткамера, вся платформенная часть станции. Более того, все это добро уже засыпано грунтом и над ним восстановлена проезжая часть.

Сейчас строят второй вестибюль, в котором в частности будет электроподстанция, и сходы к нему. Но, как можно догадаться, чтобы дальше строить тоннели нужна так называя монтажная камера для ТПК. То есть место где этот весьма длинный агрегат можно будет собрать, прежде чем он пойдет строить тоннель. И, естественно, собирать его лучше просто в котловане самой станции. Туда, куда он прийдет нужно его будет разобрать - для этого строится демонтажная камера.

Вот два события из области строительства тоннелей и произошли сегодня, во-первых с площадки "Алабинской" стартовал ТПК с вполне советским названием КТ-5.6. Он пошел в грунт, и извлек первые кубометры породы. Во-вторых, на участке улицы Ново-Садовой от Первомайской до Полевой возвели ограждения для строительства открытым способом демонтажной камеры для щита. В связи с этим сразу отмечу, что сквер трогать не будут - все будет под проезжей частью. Еще отмечу, что улица Первомайская снова стала двухсторонней.

Внимательный читатель спросит - а на черта ж ТПК идет до Полевой, если следующая станция - Самарская, будет в районе сквера Устинова?! Хороший вопрос. Тут надо чуть-чуть пояснить историю. Изначально предполагалось, что станции Алабинская и Самарская будут запущены вместе, одним комплексом. Это требуется для удешевления строительства. Дело в том, что поезд метро где-то должен менять путь, чтобы ехать в обратном направлении. Такое место где он меняет путь, называется "камерой съездов". Строить их, естественно, дороже, чем обычный тоннель - поэтому их стараются делать не на каждой станции.

Предыдущий по ходу линии "съезд" имеется перед станцией Российская. То есть для запуска Алабинской можно было бы или пусть поезд до нее по 1 пути, а следующий за ним бы ждал его возвращения на Российскую. Для этого бы пришлось увеличить интервалы движения на всей линии до 11 минут. Еще один вариант - сделать как было до открытия Российской пересадку на "челночный поезд". Он бы ходил по маршруту Алабинская-Российская по 2 пути, а на 1 путь прибывали обычные поезда маршрута Российская-Юнгородок. Это бы требовало расходов на лишний поезд, а также было бы не удобно пассажирам из-за пересадки.

Тут надо учитывать тот факт, что станция Алабинская будет конечной на первой линии метро на достаточно длительный срок... Ее постройка закончится в 2015 году, после этого в 2018 году у нас должен пройти Чемпионат Мира, в преддверии которого невозможно на длительный срок перекрывать одну из ключевых улиц города и устраивать стройку на центральной площади. Есть и еще одна проблема - отселение домов по улице Самарской - деревянные строения попадают в зону отвода тоннелей метро, над которыми не должно быть капитальных строений. И наконец еще одна очень сложная и не понятная проблема - памятники архитектуры, расположенные наверху. Их нельзя разбирать, их нельзя оставлять, то есть их надо как-то умудряться перемещать целиком с трассы метро. Потом надо учитывать запас лет на строительство Самарской, и выходит, что следующей за Алабинской станции не светит появиться раньше 2025 года.

Столько времени катать "челноки" или всю линию с увеличенным интервалом было просто не мыслимо из-за убытков, которые это увеличит. Поэтому было решено построить камеру съездов между Алабинской и Самарской так, чтобы на ней могли оборачиваться поезда и после постройки Алабинской, и после завершения Самарской. Именно для камеры съездов, которая будет совмещена с демонтажной камерой ТПК и отгородили участок Ново-Садовой.

Поэтому чем быстрее пройдет щит это расстояние, тем быстрее его развернут в обратную сторону. Потом он пройдет обратно полперегона, а за это время открытым способом построят камеру съездов. К моменту выхода щита в котловане Алабинской она тоже будет практически завершена в части строительства. Останется только демонтировать щит, отправив его на очередное длительное хранение, и засыпать станцию, открыв движение по Ново-Садовой. После этого до открытия пройдет еще некоторое время, которое уйдет на монтаж многочисленного оборудования станции. В частности Алабинская должна стать первой станцией самарского метро, оборудованной лифтом для инвалидов.

Вот такой режим предстоит метрострою Самары на ближайшее десятилетие.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →