#O# (kozhekin) wrote in samara_ru,
#O#
kozhekin
samara_ru

Category:

СОК авторской песни имени Грушина.

Или каким образом захватить крупнейший государственный фестиваль так, чтобы это почти никто и не заметил.

Эпиграф:
- я и впрямь замечаю как в мелочах Кожекин передёргивает.
- Ну если увязать ГК с СОКом это мелочи, тады ой. В смысле они скорее всего как-то когда-то пересекались (у них столько аффелированных фирмочек, что никак не пересечься с этой структурой вообще говоря проблематично), но уж точно не так как описано, иначе бы Мартынова приструнили ещё в апреле 2006.
- А что за СОК-то?
- "СОК" это бандитская Самара.
(диалог на форуме)

Грушинский фестиваль - явление многогранное. Одна из неожиданных граней - до раскола Грушинский был ещё и гигантским рынком.
Проявился рынок в этом своём гигантизме в 1999 году, "упал" он вместе с расколом фестиваля в 2007 году. Вот фотография рынка (меньшей половины рынка и части парковки, самый задний ряд - автобусы) в том самом 99.

Рынок99

Нынешняя фестивальная ярмарка - жалкое подобие старого Грушинского рынка. Вот как описывала старый рынок Вольная Экциклопедия Кротова:
На Груше возникает специальная торговая поляна, где можно купить все. Несомненно, это самый большой рынок туристского снаряжения на всем пространстве бывшего СССР. Здесь можно купить все - от пряжки до катамарана. В гигантских размерах разворачивается торговля кассетами и дисками с Авторской песней, книгами по туризму, альпинизму, выживанию, КСП. Можно купить еду, одежду, дрова, тур.снаряжение, коврики Ижевского завода, спальники, рюкзаки всех известных российских производителей, аудиокассеты и песенные книги на любой вкус, а также видеокассеты и CD. (2001)

Появление на фестивале подобной мощной коммерческой составляющей прошло для грушинцев не безболезненно. Вот, например. заголовок типичной статьи в самарской прессе того времени:
Туда я больше не ездок. Грушинский фестиваль побежден равнодушием, политической конъюнктурой и попсой.
(Самарское обозрение 1999)
Или:
уровень цивилизации даже как-то огорчает: медпункты, милиция, биотуалеты, возможность позвонить в любую точку мира и зайти в Интернет. А еще – огромный рынок, на котором есть все: от хлеба и сувениров до палаток и спальников. Кажется, можно было приезжать только с деньгами и не тащить на себе банки с тушенкой и другую провизию. А я-то думала: «В деревню, в глушь…» (...) Кажется, основная цель фестиваля теперь – делать деньги на всем. (Городские ведомости Тольятти 2003)

В тогдашних отчётах туристов постоянно встречается лейтмотив: "есть и негативные изменения. Фестиваль захлестнула волна коммерции, ларьков".

Превращение фестиваля в конце 90х в огромный городской карнавал с Джигурдой и Жириновским + с гигантским рынком приводило к попыткам старых грушинцев спасти "бардовский дух" путём создания параллельного фестиваля внутри большого коммерческого. Отгородить себе место и внутри этого пространства сохранить старые правила. Самый известный пример такого "фестиваля в фестивале" - Второй Канал Грушинского:
(...) объединение называлось Второй канал Грушинского фестиваля и ставило целью создать альтернативу основному направлению Самарского песенного фестиваля памяти В. Грушина, в котором, по мнению организаторов, наблюдались засилие коммерции и попсы, утрата основных принципов, лежащих в основе жанра авторской песни

А вот так описывал фестиваль тех времён директор одного знаменитого барда:
Грушинский фестиваль - какое такое общественное мероприятие? Коммерция кипит с утра до вечера, люди зарабатывают бешеные деньги на торговле майками, кепками, фестивальной атрибутикой, но авторам, которые жарятся в жюри под солнцем или мокнут под дождем, не платят ни копейки.

А вот отзыв великого барда Юрия Кукина:
- Как относитесь к Грушинскому фестивалю?
 - Ненавижу всеми фибрами души. Нельзя смотреть, как 250 тысяч пьяниц собираются вместе! Из них только малая часть интересуется песней. Когда я там был в последний раз пять лет назад, самой популярной песней в этой пьяной тусовке была "Мальчик едет в Тамбов" - и дальше: "Чики-чики-та..." О какой бардовской песне можно говорить? Вообще Грушинский фестиваль надо назвать не песенным, а туристским: здесь играют в футбол, перетягивают канат, бегают. Это массовое действо, где крутится много денег. (2002)

Итого:
С конца 90х и до раскола Грушинских было как бы два: старый добрый КСПшный и проходящий одновременно с ним шумный коммерческий общегородской праздник с кришнаитами, подпольной продажей алкоголя и самой большой в Европе ярмаркой туристического оборудования.

Моментом окончательного проявления вот этого коммерческого второго можно считать смерть основателя фестиваля Бориса Скибы, который, пока был жив, оставался неформальным лидером фестиваля и последующая концентрация власти на фестивале в руках Бориса Кейльмана. Скиба скоропостижно скончался в марте 1999 года. С того года на фестивале и появляется гигантский рынок.

И ещё одно неожиданное изменение, по моим данным, происходит именно в то время. Грушинский Клуб (общественная организация, которая выполняла роль исполнительной дирекции государственного фестиваля) переименовывается в Самарский Областной Клуб Авторской Песни им. Грушина. Сокращенно СОКАП.

Что  такое СОК? Это группа самарских компаний с конца 90х по середину 2000х практически покорившая город. Когда ты въезжал в Самару - первое, что ты видел - огромная объёмная реклама СОКа на кольце.
bimg104961
Видите арку на логотипе? Это знаменитая арка куйбышевского ипподрома, который СОК сделал главным городским автомобильным рынком в начале 90х. Государственный ипподром, лошадки всё равно почти не бегают, а места много. С Грушинским произошло почти то же самое.

В пике силы и славы, контролируя ВАЗ, приобретая ИЖевский завод, СОК старался быть в Самарской области вообще везде, включая правительство. Поглощения небольших бизнесов шли сплошной чередой, причём попадая в империю бизнесы часто меняли название так, чтобы там появились буквы СОК. Активно рекламируемый брэнд в какой-то момент был, например, Самарские Оконные Конструкции. А спортивные клубы, которые курировал СОК можно было вообще легко отличить. Они резко становились "Самарские Областные". Спорт Образование Культура. Владелец СОКа любил и такую расшифровку знаменитой аббревиатуры.

Грушинский Клуб познакомился с СОКом в тот момент, когда СОК купил Дом Культуры "Звезда", где клуб базировался. Знакомство переросло в дружбу и это очень мягко сказано.

Грушинский клуб – не коммерческая организация. И группа «СОК» для на как спасательный круг для утопающих, - заявил президент клуба им. В. Грушина (...)
Группа компаний "Сок" является генеральным спонсором Грушинского клуба и спонсором одноименного фестиваля. Она же спонсировала запись и выпуск юбилейного компакт-диска лауреатов Грушинского фестиваля (диск уже поступил в продажу), а сейчас материально помогает выходу полнометражного фильма к юбилею клуба им. В.Грушина. (...)
низкий поклон нашим спонсорам, наглядно доказывающим истину, что Грушинский фестиваль выше коммерции. Прежде всего спасибо группе компаний СОК (...)


Вскоре СОКАП переезжает в другое знаменитое СОКовское здание, в СОвременниК и там у СОКАПа уже не только офис, но и магазин, круглогодично торгующий тем, что случайно не продалось на Грушинской ярмарке.

Тогда же область не выдерживает сложившейся ситуации и объявляет, что положение при котором государство полностью оплачивает фестиваль, на котором безнадзорно зарабатываются огромные деньги - не очень здоровое. Поэтому государство создаёт управляющую компанию ГУП Самара-Гео, чтобы уборка после Грушинского оплачивалась доходами с рынка. Но Борис Кейльман, сначала со всем согласный, вдруг резко отказывается от всех своих подписей под договорами с областным правительством и включает ядерный шантаж, либо рынок контролирует СОКап, либо закрывается (переносится) фестиваль. Позвольте, фестиваль же государственный? Так, но вот уже и не совсем. В 1999 году Кейльман находит наследника Валерия Грушина Михаила Грушина (на тот момент владельца небольшого автосервиса в Москве) и предлагает вместе зарегистрировать Грушинский Фонд, который оформит на себя права на фестиваль. Весомый аргумент в пользу дружбы - у Кейльмана в тот момент "отличные связи на ВАЗе".

Складывается парадоксальная ситуация. Земля под фестивалем взята в аренду Государственным Унитарным Предприятием  Самара-Гео, которое тратит огромные деньги на уборку и благоустройство полигона. Но ни копейки дохода с рынка государство при этом не контролирует. Я долго и безрезультатно гадал почему. Ответ был на поверхности. А потому что СОК. http://www.kommersant.ru/doc/379187

Чтобы вы поняли степень срастания СОКАПа с СОКом вот вам цитата про последний дораскольный год:
Еще один член «Единой России» и коллега Богданова по городской думе Алексей Офицеров отметился в лагере скаутов. «Я с пятого класса стараюсь не пропускать ни одной Груши», - признался депутат. Действительно, он чувствовал себя здесь как рыба в воде, несмотря на явный интерес публики. Самарцы узнавали его в лицо и непременно сообщали, что «видели его по телевизору». Приняв участие в мини-соревновании по метанию ножей и вдоволь поупражнявшись в меткости, Алексей Офицеров, как президент фонда СОК, обсудил с председателем оргкомитета Борисом Кейльманом кандидатуру лучшего новичка Грушинского фестиваля. «Молодым открытием фестиваля» единодушно признали пятилетнего Ивана Поддубного из станицы Северной Краснодарского края, который исполнил песню «Про любовь». В качестве приза ему вручили ноутбук.
По слухам, Алексей Офицеров был не единственным представителем группы СОК на Груше. Якобы, и другие топ-менеджеры и высшие руководители группы прибыли сюда и присутствовали на фестивальной поляне. Инкогнито и без охраны. Впрочем, это может оказаться и народным вымыслом. Тем более, что многие другие «випы», поверив штормовому предупреждению, на Грушинский не приехали.


Конец СОКа замаячил ещё в 2005ом. Есть неподтверждённый анекдот про то, что лично Путина смутил катер владельца СОКа, который он случайно тогда увидел. Типа почти из окна. Вот та легендарная фотка.
ext-kreml

А в 2006ом (в самом начале) Борис Кейльман нашёл способ продолжать банкет под следующей "крышей". Только ничего не получилось, потому что включился тот же вариант, что тогда с Самара-Гео. Видимо Кейльман всё ещё оставался связан некими обязательствами и зря забыл об этом. В итоге Кейльман требует полный контроль над рынком иначе он расколит фестиваль. А лучше всего, чтобы вообще полный контроль над землёй.

Дальше в какой-то момент СОК и СОКап разбегаются. СОК сворачивает деятельность, повторяя судьбу ЮКОСа и т.п. Не знаю, помогали ли Кейльману СОКовские контакты выигрывать безумные по своим решениям суды против своего же Фонда. Но мне кажется, что последним эхом брака СОК+СОКАП стало вот это сообщение в самарской прессе:

Как сообщил СО источник в правоохранительных органах, заявление об исчезновении 26-летнего менеджера ООО "Мета-Автотест" (входит в группу компаний "Мета") Павла Кейльмана поступило в органы внутренних дел 31 марта 2008 года. Согласно тексту заявления, 28 марта Кейльман-младший уехал из квартиры дома №144 на улице Алма-Атинской на автомобиле "Калина" серо-бежевого цвета 2005 года выпуска госномер В974МТ. В заявлении подробно описывается внешность молодого менеджера "Меты" и во что он был одет.
Происшествие с Павлом Кейльманом тщательно скрывалось всеми его родными и близкими. По крайней мере, так утверждает источник, близкий к семье президента Грушинского клуба. Сам Борис Кейльман в минувшую пятницу, 4 апреля, сообщил СО, что Павел уже нашелся, однако сообщать какие-либо подробности отказался. Не стал Кейльман комментировать и тот факт, что его сын работает в группе компаний "Мета", которая является основным оппонентом Грушинского клуба в борьбе за фестивальную поляну на Мастрюковых озерах. Борьба за участок земли, традиционно считающийся территорией проведения ежегодного Грушинского фестиваля, тянется с лета 2006 года, когда подразделение "Меты" ЗАО "Фестивальный парк" выиграло конкурс на долгосрочную аренду территории. Конфликт между "Метой" и Грушинским клубом во многом вышел в публичную плоскость и получил широкую огласку благодаря активности Бориса Кейльмана.


"Гы, наш почерк" - как прокомментировал мне эту ссылку один из бывших работников бизнес империи.

PS В этом году Самарская область вернёт себе полный контроль над Грушинским фестивалем.

Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments