gorodovoy63 (gorodovoy63) wrote in samara_ru,
gorodovoy63
gorodovoy63
samara_ru

Categories:

Промышленные предприятия исторической части Куйбышева

6а

Довольно интересная статья из журнала "Архитектура СССР" (март-апрель 1988 года). Автор статьи В. Самогоров, скачать пдф-версию журнала можно здесь.

История становления и развития города Куйбышева, в прошлом Самары, в значительное степени была историей развития его промышленности. Промышленные предприятия, являясь важнейшими структурообразующими элементами городского плана, активно влияли на формирование планировочной структуры города – размещение жилья, объектов общегородского центра, трассировку транспортных и инженерных коммуникаций.
Процесс освоения городских территорий под промышленные нужды проходил особенно интенсивно в течении второй половины XIX – начале XX в В 1876 в городе возник первый химический завод, ныне Средневолжский станкостроительный, принадлежавший иностранцу Бенке. Сначала завод ограничивался ремонтными работами, но затем перешел к изготовлению земледельческих машин и орудий, даже постройке буксирных пароходов.

2а

Первое место в городе занимали предприятия мукомольной промышленности. В 1879 г. в Засамарской слободе была пущена в эксплуатацию паровая крупчатая мельница купцов Субботиных и Курлиных – в печати и статистике она сокращенно называлась «Товарищество». Это было первое в Самаре мукомольное предприятие, оборудованное вальцовыми станками. Самарская мука славилась своим качеством. В 1882 г. мельница впервые преддставила свою продукцию на Всероссийскую промышленно-художественную выставку в Москве.
За ними стояли предприятия медопивоваренный завод, основанный в марте 1880 г. А.Ф. Вакано и М.М. Фабер. Благодаря выгодному положению на берегу судоходной реки, быстрому росту края и и хорошему качеству своей продукции он завоевал ведущее место во всей Восточной России. Заводские постройки, выполненные в камне, отличались «солидностью и красотою» - по сей день они служат украшением города.

8а

Размещение предприятий на раннем этапе развития промышленного производства было обусловленно природными факторами и прежде всего реками Волгой и Самарой. Это объяснялось стремлением предпринимателей приблизить производство к источникам сырья и воде, а также необходимостью длительного хранения продукции большого объема на складах у пристаней . Консцентрация предприятий по берегам рек и на мысу у их слияния предопределили последующее формирование здесь железнодорожного узла.
К концу XIX в. Берег Волги занимали пароходные пристани, склады дров, камня, леса. Выше полевого спуска возникли лесопильные заводы Наймушина, Грачева, мукомольная мельница Зворыкина, дрож-винокуренный завод Афанасьева. Ниже по течению разместились Жугелевский пивоваренный завод, городская электростанция(1898 г.), машиностроительный завод Бенке. У южной оконечности города, на мысу, располагались склады нефти и керосина. В начале 90-х годов были построены Старая и Новая бухты для стоянки и ремонта судов, а также перегрузки хлеба и других судов. Вдоль правого берега реки Самары размещались городская скотобойня, предприятия по переработке животного сырья, кирпичные заводы. Территория Засамарской слободы, расположенная на левом берегу Самары, превратились в промышленный район, в который вошли мельницы Шихобалова, Курлина, Кунина, Бояни, кожевенные заводы, кирпичный завод Шигаева. Еще один промышленный район – «Ветряные мельницы», расположенный к востоку от города, занимали ветреные мельницы, канатный завод Попова, колокольный – Буслаева, шубно-овчинный – Сидорова, пивоваренный – Дунаева, свечной , чугунолитейный и др. Рядом с заводами возникли рабочие поселки.

1а

В 1876 г. П.В. Алабин, занимавший пост городского головы, писал « Каждый, кто бросит на Самару хотьб беглые взгляд, будет поражен ее превращением, неудивительным может быть в Америке, где при другом складе общественной жизни, при совершенно иных условиях, в несколько лет вырастают цветущие города в пустыне, но достойным внимания у нас, где поступательное движение городских поселений идет, вообще крайне медленно.» Через 20 лет после образования в 1850 г. Самарской губернии, Самара превратилась в один из крупнейших городов страны. Быстрый рост города позволил «Самарской газете» не без гордости называть его «Русским Чикаго»(В 1850 году Чикаго, названный так по имени небольшой индейской речки, на который был заложен город, насчитывал лишь 15 домов и 100 жителей. Но уже в 1875 году этот город, население которого приближалось к миллиону, стал одним из крупнейших в мире центров торговли зерном, скотом, мясом и древесинной).

3а

Ввод в эксплуатацию в 1877 г. железной дороги оказал большое влияние на все последующее развитие города. С утверждением монополистических отношений в промышленном производстве выгода поставок сырья в места переработки оказывают все большое значение. Промышленный территории формируются участками вдоль железной дороги, проходящей в береговой полосе реки Самары, и расширяются на прилегающих территориях за счет строительства складских сооружений и вспомогательных производств. Особенно интенсивно осваиваются территории в местах, где железная дорога примыкает к реке. Бурному развитию индустрии города способствовала подготовка России к первой мировой войне. Прогрессируют новые отрасли промышленности – химическая, машиностроительная, строятся электрические станции.
В 1906 г. царь Николай II написал указ о строительстве нескольких заводов на казенные средства. Среди них значился Самарский трубный завод(сейчас завод им. Масленникова), который стал впоследствии одним из крупнейших в России государственных заводов. Строительство велось иностранной фирмой «Мессино». Завод был пущен в эксплуатацию в сентябре 1911 г.

Накануне войны в Самаре возникают также завод Главного артиллерийского управления, Гранатный завод, Снарядный и др. К началу 1914 г. в Самаре насчитывалось 115 цензовых предприятий с численностью работающих 11 100 человек, а к маю 1917 г. общее число рабочих в промышленности города насчитывало 34 000. Уровень концентрации производства к тому времени был достаточно высок. Только на предприятиях Трубочного завода работала в 1917 г. 23018 человек.
Еще в середине XIX в. силуэт города был богат высотными доминантами, которые контрастно сочетались с окружающей застройкой. Их роль выполняли многочисленные культовые сооружения. В конце XIX в. Промышленная застройка начинает преобладать над рядовой городской благодаря крупным размерам производственных корпусов. Особенно активно новые промышленные здания участвовали в формировании внешних панорам города со стороны рек Волги и Самары. Наличие в структуре рельефа двух надпойменных террас, простирающихся вдоль берегов рек и гребня водораздела, способствовало построению многоплановой композиции города. Выразительные по прорисовке и построению завершения соборов и колоколен вместе с многочисленными вертикалями городских труб придавали образной характеристике Самары неповторимую жипописность и индивидуальность.

4а

Корпуса пивоваренного завода Вакано и Фабер в сочетании с Кафедральным собором (архитектор Жибер, 1894 г.) а также храмами и колокольнями Иверского женского монастыря играли роль главного акцента в композиции города. Индустрилизация производства в СССР явилась мощным фактором строительства новых и расширения существующих предприятий города. Сегодня Куйбышев – крупнейший промышленный центр Поволжья. Основу градообразующей базы составляет промышленность, которая характеризуется высокой степенью кооперации, специализации, многоотраслевой структурой производства. Ведущей отраслью в промышленности является машиностроение – оно определяет производственный профиль города.
В границах исторической части города размещается около 40 промышленных предприятий, большая часть которых основана на рубеже XIX и XX вв. Промышленная застройка является важнейшим элементом планировочной структуры «старого» города, неотъемлемым компонентом его среды. Вместе с ценной исторической застройкой она составляет архитектурно-композиционную основу города. На территории исторической части сохранилось около 150 историко–архитектурных памятников, стоящих под государственной охраной и вновь выявленных к принятию. Более половины составляют памятники промышленной и гражданской архитектуры.
Однако устаревший строительный фонд, большинства промышленных предприятий не отвечает современных градостроительным требованиям. Давно назрела необходимость совершенствования архитектурно-планировочной организации объектов исторической части города Куйбышева, многие из которых являются ценнейшими памятниками нашей культуры.

Tags: архитектура
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments